Инвентаризация расчетов с покупателями

14.10.2024
0
Проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками требуется перед формированием годовой бухотчетности и в других обязательных случаях (п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Основная цель — проверка правильности отражения в бухучете сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В каком порядке выполняется инвентаризация расчетов с покупателями? Какими документами оформляются результаты? Подробный обзор законодательных требований приведен в этой статье.

Когда требуется инвентаризация расчетов с покупателями

Инвентаризация обязательств, как и всех активов предприятия, проводится ради проверки правильности расчетов с контрагентами, обоснования остатков средств на счетах бухучета на определенную дату и выявления просроченной задолженности. Перед сверкой данных с покупателем стороны подписывают акты сверки задолженности в произвольной форме. Выявленные расхождения между реальными данными и отраженными в учете регистрируются бухгалтером в том периоде, когда проводилась инвентаризация.

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками проводится в целях подтверждения правильности отражения в бухучете сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Согласно п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 от № 34н, инвентаризация обязательств требуется в случаях:

  1. Преобразования ГУП/МУП.
  2. Перед формированием годовой бухотчетности — проводится сплошная инвентаризация по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно.
  3. При реорганизации предприятия или его ликвидации.
  4. В иных случаях.

Обратите внимание! Также, по распоряжению (приказу) руководителя организации возможно проведение инвентаризации в любой момент. В этом случае инвентаризация расчетов с покупателями проводится на отчетную дату в целях проверки и корректировки сумм резерва по сомнительным долгам.

Порядок инвентаризации расчетов с покупателями

Инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителем организации, обязана:

  1. Проверить правильность и обоснованность отражения сумм на счете 62 — это делается на основании соответствующих документов (договора, платежного поручения, накладной, счета-фактуры и др.).
  2. Выявить тех покупателей (заказчиков), с которыми имеются разногласия по сумме задолженности — при необходимости, с ними надо провести сверку. Если прийти к согласию не удалось, в бухучете продолжит числиться та сумма задолженности, которую компания считает правильной.
  3. Выявить сомнительную дебиторскую задолженность, то есть, ту, которая не погашена в срок и ничем не обеспечена — в отношении указанной задолженности нужно проверить наличие в организации и правильность созданного резерва по сомнительным долгам.
  4. Выявить дебиторскую задолженность, нереальную ко взысканию, — это могут быть долги, по которым истек срок исковой давности, или по которым покупатель (заказчик) исключен из ЕГРИП (ЕГРЮЛ) и др.
  5. Проверить списанную дебиторскую задолженность, учтенную за балансом — это надо сделать для того, чтобы понять, нужно ли списать этот долг с забалансового учета или, наоборот, восстановить его и отразить в бухбалансе. В частности, списанная задолженность подлежит восстановлению, если по ней заново начал течь срок исковой давности.

По закону, общий срок исковой давности равен 3 годам. Однако, он может быть приостановлен или может начать течь заново. При подписании с покупателем (заказчиком) акта сверки указанный срок давности начинает исчисляться заново.

Документальное оформление инвентаризации расчетов с покупателями

Для оформления результатов инвентаризации с покупателями рекомендуется применять акт по форме ИНВ-17 (постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88). Однако, этот бланк не является обязательным к использованию. С 01.01.2013 предприятия вправе разрабатывать собственную форму, но с указанием обязательных реквизитов из ст. 9 закона № 402-ФЗ.

Акт инвентаризации оформляется в двух экземплярах и заверяется уполномоченными лицами (представителями комиссии). Один из указанных документов передается в бухгалтерию, а второй — хранится у комиссии.

В качестве документального подтверждения задолженности применяется справка (Приложение к форме ИНВ-17), в которую вносятся:

  • наименование, адрес и номер телефона дебитора (покупателя, заказчика) и кредитора;
  • суммы дебиторской и кредиторской задолженности;
  • за что числится задолженность (например, за товар);
  • наименование, номер и дата документа, удостоверяющего задолженность (в частности, накладная, акт об оказании услуг);
  • дата начала возникновения задолженности;
  • подпись бухгалтера и расшифровка его подписи.

Для отражения результатов инвентаризации резерва по сомнительным долгам необходимо будет оформить дополнительный документ по самостоятельно разработанной форме, но с указанием реквизитов из ст. 9 закона № 402-ФЗ.

Как проводится расчет резерва по сомнительным долгам по итогам инвентаризации расчетов с дебиторами, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Примеры проводок

На практике, расхождения между данными бухучета и сведениями покупателя образуются из-за ошибок, допущенных в учете. Поэтому, в первую очередь, надо исправить данные ошибки путем доначисления или сторнирования каких-либо сумм. Так, если имело место занижение сумма выручки, то надо доначислить выручку на недостающую сумму.

Если при инвентаризации расчетов с покупателями была выявлена дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, ее надо списать с баланса такой проводкой:

  • Дт 91-2 Кт 62 — отнесена на прочие расходы дебиторская задолженность заказчика по причине истечения срока давности в 3 года. Такая проводка делается, если под этот долг не создавался резерв по сомнительным долгам или резерва недостаточно. Списанную задолженность нужно учитывать по Дт 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" на протяжении 5 лет.
  • Дт 63 Кт 62 — если в организации был создан резерв по сомнительным долгам. За счет такого резерва списана не реальная к дальнейшему взысканию сумма дебиторской задолженности (создание резерва в данном случае - Дт 91-2 Кт 63). Одновременно сумму списанного долга нужно отнести на Дт 007.

Итоги

Проведение инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками требуется перед формированием годовой бухотчетности и в иных установленных законом случаях. Главная цель — это подтверждение правильности отражения в бухучете сумм на счете 62. В каком порядке осуществляется инвентаризация расчетов с покупателями и какие при этом могут быть составлены проводки, рассказано выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий