Инвентаризация оборудования

11.10.2024
0
Инвентаризация оборудования имеет свои особенности. Рассмотрим их более детально в материале далее.

Нюансы инвентаризации оборудования

Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. Подробнее

Инвентаризация — это способ контроля за сохранностью имущества предприятия и за обязательствами компании. Она может быть обязательной или добровольной. Порядок ее проведения необходимо закрепить в учетной политике компании.

Так, обязательную инвентаризацию основных средств компания вправе проводить как минимум один раз в три года, но руководителем компании может быть установлена другая периодичность проведения (то есть чаще). С какой частотой могут проводиться добровольные инвентаризации, законодательством РФ не установлено — это можно делать так часто, как руководство компании посчитает нужным.

Проведение инвентаризации не зависит от применяемой системы налогообложения –инвентаризации должны проводить все организации (таким образом, данную процедуру обязаны проводить и компании, применяющие спецрежимы, так как они не освобождены от ведения бухучета). Такая обязанность установлена ст. 11 закона РФ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Методика проведения инвентаризационных мероприятий и оформления их итогов утверждена приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

В ходе проверки сверяется фактическое наличие единиц оборудования с данными бухучета. Проводя инвентаризацию, комиссия должна осматривать объекты и вносить в инвентаризационные описи следующую информацию:

  • полное наименование оборудования (если с объектом проводились какие-либо работы — он улучшался или восстанавливался, что привело к изменению его основного назначения, то он вносится в опись под названием, которое соответствует его новому назначению);

  • назначение оборудования;

  • его инвентарный номер (этот заводской номер должен быть указан в техническом паспорте оборудования);

  • год выпуска;

  • основные технические или эксплуатационные показатели (например, мощность).

Если какие-либо единицы оборудования в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (например, оборудование отправлено на капремонт), то их необходимо инвентаризировать до момента временного их выбытия.

Инвентаризации подлежит не только оборудование, принадлежащее организации, но и оборудование, находящееся на ответственном хранении или взятое в аренду.

Оборудование, которое не является пригодным к эксплуатации, и не может быть отремонтировано или восстановлено, заносится в отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые привели к невозможности дальнейшей работы (полный износ, порча и др.).

Инвентаризация имущества производится по месту его нахождения и материально ответственному лицу.

Инвентаризация оборудования оформляется первичными документами по формам, которые утверждены учетной политикой организации. Организация вправе использовать самостоятельно разработанные формы, но с указанием обязательных реквизитов из ст. 9 закона № 402-ФЗ, или взять за основу для разработки собственного шаблона таких документов общие типовые формы, утвержденные Госкомстатом (Постановление от 18.08.1998 № 88). Унифицированные формы могут использоваться и без внесения в них изменений.

Какими документами оформить проведение инвентаризации оборудования к установке и ее результаты ? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплтано переходите в Готовое решение.

Кто проводит инвентаризацию оборудования?

Инвентаризация проводится специальной комиссией. Комиссия для проведения инвентаризации создается на основании приказа руководителя.

Как правило, в организации действует постоянная комиссия. В ее состав могут входить как работники бухгалтерии и представители руководства, так и работники других отделов – финансовых, юридических и иных. Кроме того, при необходимости в состав могут быть включены и работники независимых аудиторских организаций.

Если при проведении инвентаризации отсутствует хоть один член комиссии, ее результаты признаются недействительными.

Однако, в состав инвентаризационной комиссии не входит лицо, ответственное за оборудование компании. Такой работник обязан присутствовать при инвентаризации.

В состав комиссии должны входить минимум три участника — председатель, бухгалтер и представитель администрации.

Если в штате организации числится только один руководитель или руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер), создать инвентаризационную комиссию не представляется возможным. В таком случае можно заключить договор на проведение инвентаризации с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Кроме того, инвентаризацию вправе проводить ревизионная комиссия, если она наделена по уставу компании данными полномочиями.

Итоги

Инвентаризация оборудования — это обязательная процедура перед составлением годовой бухотчетности. Перед проведением ревизии издается приказ, на основании которого комиссия проводит как пересчет активов (и сличает фактические и учетные данные), так и проверку обязательств компании.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий