Оформление результатов инвентаризации

15.11.2023
0
Данные о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств заносятся в инвентаризационные описи и акты инвентаризации. Как оформить результаты инвентаризации, рассказано ниже в статье.

Проведение инвентаризации и оформление ее результатов — пример пошагового алгоритма действий

Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов организация устанавливает в своей учетной политике. Основу для разработки собственного алгоритма действий берут из приказа Минфина от 13.06.1995 № 49 и закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Итоги проверки имущества и обязательств предприятия документально оформляются инвентаризационной комиссией и утверждаются руководителем организации. После этого данные результаты отражаются в учете.

В целом, порядок проведения инвентаризационных мероприятий и их последовательность выглядят так:

  1. Принятие решения о необходимости проведения инвентаризации и установление объекта инвентаризации  активов (обязательств) компании, подлежащих сверке.
  2. Издание приказа руководителя организации о проведении инвентаризации с указанием ее срока, объекта, состава инвентаризационной комиссии и ответственных лиц.
  3. Подсчет, взвешивание, обмер имущества организации (инвентаризация финансовых обязательств компании).
  4. Внесение полученных данных в описи (акты).
  5. Сравнение фактического наличия с учетными сведениями.
  6. Систематизация излишков и недостач.
  7. Составление протокола заседения инвентаризационной комиссии.
  8. Оформление ведомости по форме ИНВ-26 (при выявлении излишков, недостачи).
  9. Издание приказа об утверждении итогов инвентаризации.

Сводные документы с итогами инвентаризационных мероприятий подаются руководителю на рассмотрение. По итогам инвентаризации оформляется приказ об утверждении ее итогов, где указывается план дальнейших действий.

Документальное оформление результатов инвентаризации

Статья по теме: Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 №49, и иными нормативно-правовыми актами. Перечень данных НПА указан в этой статье. Подробнее

Важность документального оформления результатов инвентаризации подчеркивается необходимостью разрешения споров с лицами, признанными виновными в нарушении правил хранения активов организации (например, в недостаче имущества). Оформление результатов проверки в локальной документации предприятия позволяет привлечь к ответственности материально ответственное лицо, обосновать требование о возмещении ущерба.

Данные по итогам пересчета ценностей вносятся членами комиссии в описи. Материально ответственные лица удостоверяют правильность содержащихся в описях сведений своими подписями.

Итоги инвентаризации подводятся после сличения полученной информации с показателями бухучета, выявления отклонений. При выявлении расхождений между учетными и фактическими данными заполняются сличительные ведомости.

По итогам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии. На этом заседании оформляется протокол, в котором, в частности, указываются:

  • время проведения;
  • состав присутствующих на заседении комиссии;
  • предложения по зачету излишков и недостач в результате пересортицы — в соответствии с подробным объяснением материально ответственного лица о причинах ее появления;
  • объяснения о причинах, по которым недостачи не отнесены на виновных работников;
  • сведения об имуществе, подлежащем уценке или списанию, — с приведением причин порчи и виновных лиц;
  • выводы, решения и предложения по итогам инвентаризации состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности матценностей;
  • суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости запасов и др.) или ссылку на то, что резерв не создается из-за отсутствия признаков снижения стоимости актива (в протоколе по итогам годовой инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии передается на рассмотрение руководителю организации.

В ведомость по форме ИНВ-26 заносятся результаты проведенной инвентаризации при выявлении излишков, недостачи.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений наличия ценностей по факту и данных бухучета предъявляются руководителю организации. Решение о зачете принимается директором компании.

По итогам проверки оформляются и приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Приказ об утверждении результатов инвентаризации — образец

 В приказе об утверждении результатов инвентаризации должны быть указаны следующие реквизиты:

  • наименование организации;
  • дата оформления;
  • аргументация решения руководителя — в этом пункте перечисляются документы, которые послужили основанием для принятия директором соответствующего решения по итогам инвентаризации;
  • указание на ответственнок лицо, которое обязано проконтролировать исполнение распорядительной части приказа;
  • приложения — ведомость по форме ИНВ-26 в случае выявления излишков (недостачи), протокол заседания комиссии.

Положения приказа приобретают юридическую силу после проставления в нем подписи руководителя. Главный бухгалтер или лицо, ответственное за организацию бухучета, визирует документ для подтверждения факта ознакомления с его содержанием. Результаты инвентаризации оформляются в приказах, которые обязательны для исполнения всеми службами в касающейся их части.

Образец заполнения такого приказа об утверждении результатов инвентаризации подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу.

Итоги

При инвентаризации данные о фактических остатках активов и финансовых обязательств организации заносятся в описи и акты инвентаризации. По итогам проверки оформляется приказ об утверждении ее результатов. Как оформить итоги инвентаризации, рассказано выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий