Франшиза госзакупок и тендеров

10.09.2021
0
Команда СП

Среди предпринимателей становятся востребованными франшизы госзакупок и тендеров. Рассмотрим их сущность и особенности участия в них.

Франшиза госзакупок и тендеров: что это?

Франшиза госзакупок -  это правоотношение, при котором физическое или юридическое лицо:

  • в качестве номинального поставщика участвует в тендерах, выполняет обязательства перед государственными заказчиками в соответствии с Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • взаимодействует с реальными поставщиками на основании договоров по ГК РФ (фактически — договоров субподряда) при участии некоторого посредника, который установленным образом и за определенную плату, как франчайзер, помогает осуществлять такое взаимодействие.

К выполнению заказов, полученных в системе госзакупок, поставщик, который выиграл тендер, действительно, может подключать подрядчиков (субподрядчиков) в случаях, когда это прямо не запрещено положениями нормативных актов, регулирующих сферу госзакупок. Так, в соответствии с Постановлением Правительства России от 15.05.2017 № 570, определены виды строительных работ, которые поставщик по тендеру должен выполнить самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. Но в большинстве случаев контракты, особенно ориентированные на исполнение малыми и средними предприятиями, не предусматривают ограничений на привлечение к их исполнению субподрядчиков поставщика. Для государственного заказчика при этом не играет роли, за какую цену такие субподрядчики выполнят работу: главное, чтобы поставщик выполнил обязательства за цену, установленную в тендере.

В свою очередь, указанные субподрядчики, занимаясь определенной деятельностью, поставляя на рынок различные товары или услуги, во многих случаях совсем не против получить дополнительную выручку, поставляя товары и услуги государственным заказчикам, пусть и под контролем номинальных поставщиков. В том числе, если эта выручка будет меньше, чем в ситуации, когда фактический поставщик сам бы выиграл тендер и осуществил поставки.

Как следствие, по мере развития системы госзакупок в России на рынке стали популярными соответствующие «субподрядные» схемы. В их рамках физлицо или юрлицо как посредник выигрывает тендер, а затем отдает его на фактическое исполнение субподрядчику, который согласен осуществить поставку дешевле, чем по тендеру. По итогам выполнения контракта посредник получает деньги от государственного заказчика, отдает положенное субподрядчику, а разницу оставляет себе. При необходимости к схеме подключаются иные лица, транспортные компании, если у посредника нет своего транспорта, чтобы доставить товары от фактического поставщика заказчику.

По мере развития указанных «субподрядных» схем стали появляться фирмы-посредники между номинальными и фактическими исполнителями государственных заказов. Эти фирмы начали ставить указанные схемы на поток, выстраивать их в рамках стандартизованных, устоявшихся алгоритмов, находить постоянных и относительно надежных поставщиков. А также активно подключать к «схемам» тех поставщиков, которые готовы быть номинальными. Многие такие фирмы стали разрастаться, оказывать услуги по организации «схем под ключ», по единым сетевым принципам и образовали, по сути, новый сегмент франчайзинга. В данном случае — услуг по регулярной организации рассматриваемых «схем».

Каждый участник «схемы» — фирма-организатор (франчайзер), номинальный поставщик (франчайзи) и реальный поставщик, выполняют свои роли. Франчайзер ищет тендеры, подходящие под деятельность номинального поставщика, решает различные юридические вопросы, консультирует по работе с информационными системами госзакупок. Как и, безусловно, обеспечивает оптимальный подбор реальных поставщиков под то или иное направление тендеров, а также подключает при необходимости транспортные компании.

Номинальный поставщик — источник финансирования в «схеме». Он в установленном порядке оплачивает (предоплачивает) товары и услуги от фактического поставщика, транспортных компаний, платит хорошее вознаграждение франчайзеру и при этом сохраняет весь объем обязательств перед государственным заказчиком. Но все его усилия могут неплохо окупиться, если будет большая разница между стоимостью тендера и стоимостью товаров или услуг от поставщика, транспортной компании (дополненной, безусловно, процентом за организацию схемы франчайзеру).

Инвестирование в «схему» франчайзи чаще всего осуществляет в формате паушального взноса, который, как следует из описания типичных условий работы в рассматриваемых «схемах», может быть возвращен франчайзером в ряде случаев. Например, если чистая прибыль франчайзи за определенный период окажется меньше целевой ее величины.

Технически взаимодействие между указанными участниками «схемы» может происходить разными способами. Все более распространен онлайн-формат, при котором соответствующая франшиза оформляется дистанционно, через онлайн-договоры. Но возможны также визиты номинального поставщика в офис франчайзера, взаимодействие с реальными поставщиками, которым он платит деньги.

Такие фирмы проводят обучение, встречаются с франчайзи в офисах. В целом, их деятельность может внушать определенное доверие. Для начала работы с ними необходимо внести отмеченный паушальный взнос, и далее взаимодействовать с франчайзером и иными лицами в рамках «схемы» в порядке, установленном франчайзером и закрепленном в договоре с ним.

Что говорят те, кто участвовал во франшизе госзакупок?

Представители компаний нередко оставляют о своем опыте участия во франшизе госзакупок отзывы в интернете. В целом, отмечаются неплохие перспективы получения прибыли, но нужно всякий раз внимательно изучать условия поставок в конкретном случае. Выбирать рекомедуется только тех организаторов «схем», у которых есть большой опыт на рынке, и которым совершенно не с руки обманывать своих партнеров предлагая франшизу госзакупок и тендеров. Отзывы свидетельствуют — для многих предпринимателей, решившихся участвовать в подобных «схемах», стало открытием, что им самим приходится делать довольно большой объем работы по координации взаимодействия реальных поставщиков, транспортных предприятий, государственных заказчиков, оформлению документации по тендерам. Но при этом отмечается регулярное содействие в такой координации со стороны франчайзеров. Главное, чтобы они сами были надежными, проверенными участниками рынка.

Читайте также: Последние новости госзакупок по 44-ФЗ в 2021 году

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий