Организации обязаны сверять наличие имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета перед составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц, реорганизации, ликвидации и в ряде иных случаев. В этих целях на предприятии специально созданными комиссиями проводятся ревизии - инвентаризации. Результаты инвентаризаций отражаются в соответствующих документах – описях, актах, сличительных ведомостях, формы которых могут разрабатываться самими субъектами с учетом требований к первичной документации, либо применяется их унифицированный вариант, утвержденный Госкомстатом РФ (формы с пометкой «ИНВ»). Когда применяется унифицированная форма ИНВ-25, и как ее правильно заполнить, расскажем в этой статье.
Для чего нужна форма ИНВ-25
После завершения инвентаризации и составления итоговых документов, но до того, как подразделение, где проводилась ревизия (склад, цех, отдел и т.д.), возобновит свою работу, может проводиться контрольная проверка правильности проведения инвентаризации. Такая проверка актуальна для компаний, где имеется большой объем проверяемых ценностей, при проверке и пересчете которых легко ошибиться, либо имеется большое число подразделений и материально-ответственных лиц. Чтобы выявить и устранить возможные ошибки инвентаризационной комиссии, данные из инвентаризационных описей и итоги контрольного мероприятия вносятся проверяющим в специальную форму акта № 24-ИНВ (как ее заполнить, мы рассказывали здесь).
После того, как акт контрольной проверки ИНВ-24 составлен и подписан, его необходимо зарегистрировать в специальном журнале. Таким журналом является форма ИНВ-25, именуемая «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации». Эта форма утверждена постановлением Госкомстата № 88 от 18.08.1998, и хотя с 2013 года ее применение, как и многих других унифицированных бланков, не является обязательным, организации могут использовать журнал ИНВ-25 в своей работе.
В Журнале учета обобщаются результаты проверок, которые переносятся из актов ИНВ-24. Также в нем отражается наличие недостач или излишков и решение руководителя, принятое по итогам каждой контрольной проверки.
Бланк журнала ИНВ-25
Бланк Журнала регистрации проверок включает в себя обложку и основную табличную часть для внесения информации о проверке инвентаризационных результатов.
На первой странице (обложке) указывают:
-
наименование компании и название подразделения, если документ заводится не на всю организацию в целом, а на отдел, цех, склад и т.п.;
-
вид деятельности – основной код ОКВЭД;
-
даты начала и окончания ведения журнала;
-
ФИО лица, ответственного за ведение документа и его подпись.
Как правило, обязанности по ведению Журнала возлагают на работника бухгалтерии, которому передаются акты о результатах контрольных проверок (ИНВ-24).
Основная часть Журнала ИНВ-25 (таблица) включает 17 граф, в которых отражается:
-
порядковый номер записи – отдельная строка отводится для каждого акта ИНВ-24 (графа 1);
-
ФИО и должность члена инвентаризационной комиссии, ответственного за проведение контрольной проверки (графа 2);
-
цех, отдел, склад и т.п., в отношении которых проводилась инвентаризация (графа 3);
-
ФИО работника, материально-ответственного за проверяемое имущество (графа 4);
-
дата контрольной проверки (графа 5);
-
проверявшиеся ценности - ОС, материалы и т.д. (графа 6) и единицы их измерения (графа 7);
-
общее количество и стоимость того, что числится по инвентаризационной ведомости (графы 8, 9), и того, что проверено контролером (графы 10, 11);
-
результат проверки инвентаризационных итогов – недостача или излишек (графы 12-15); при отсутствии расхождений графы прочеркиваются;
-
решение, принятое руководителем по излишкам и недостачам (графа 16);
-
подпись ответственного за контрольную проверку инвентаризационных результатов (графа 17).
Пример оформления Журнала по форме 25-ИНВ приведен ниже.