Кто выдает ЭЦП в 2024 году
Куда обращаться за электронной подписью в 2024 году, зависит от типа подписи:
1. Если речь идет о подписи физического лица, то она по новым правилам не привязана к конкретному работодателю. Ее можно оформить, как и прежде, в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Для идентификации специалиста как работника организации понадобится специальная доверенность.
2. Для руководителей предприятий, ИП, нотариусов ЭЦП в 2024 году оформляется через ФНС, допускается также получение подписи у доверенных лиц налоговой, в роли которых выступают прошедшие аккредитацию и дополнительный отбор УЦ.
3. Кредитные и некредитные финансовые организации за электронной подписью должны обращаться в Банк России.
4. Руководители бюджетных учреждений электронную подпись получают через Федеральное казначейство.
Если организация намерена обратиться за оформлением ЭЦП в удостоверяющий центр, необходимо убедиться, что выбранная структура действительно прошла аккредитацию по обновленным правилам. Сделать это можно на сайте Министерства цифрового развития, на котором регулярно публикуются списки прошедших аккредитацию УЦ.
В отношении удостоверяющих центров вводится два понятия – аккредитованный и доверенный. В первом случае УЦ сможет оформлять подписи только физическим лицам, во втором варианте перечень клиентов не ограничен. Например, УЦ «СКБ Контур» ЭЦП в 2024 году планирует выдавать на правах доверенного лица ФНС, то есть удостоверяющий центр прошел переаккредитацию по новым правилам, он соответствует условиям дополнительного отбора, и собирается сотрудничать с налоговыми органами в качестве их доверенного УЦ. Это позволит выдавать пользователям максимально широкий ассортимент электронных продуктов – в том числе и оформлять подписи на руководителей предприятий.
Как получить новую ЭЦП в 2024 году в налоговой
Перед оформлением электронной подписи необходимо подготовить носитель ЭЦП – для этой цели не подойдет обычная флешка, накопитель должен входить в разряд сертифицированных ФСБ или ФСТЭК России. Можно использовать уже имеющийся носитель, если он соответствует заявленным требованиям. На один носитель записывается до 32 экземпляров подписей и сертификатов к ним.
Алгоритм дальнейших действий для получения ЭЦП в 2024 году в налоговой:
- заполнить заявление на выпуск подписи;
- собрать комплект документов, состоящий из заявления, паспорта и СНИЛС;
- лично или через «Личный кабинет физлица» на сайте ФНС подать пакет документов для оформления подписи; при подаче осуществляется идентификация личности заявителя и подтверждение его полномочий;
- ИП и руководители юрлиц получают готовую ЭЦП при личном визите в ИФНС;
- при получении носителя ключевой информации с подписью заявителю выдается руководство по обеспечению безопасности при использовании ЭЦП.
Подать заявление и получить сертификат с подписью заявитель должен лично, даже наличие нотариальной доверенности не поможет осуществить эти процедуры через третьих лиц.
Для руководителей предприятий и ИП ЭЦП налоговая в 2024 году выдает с привязкой к конкретному субъекту хозяйствования, такие подписи не требуют доверенности для использования в повседневной деятельности. Ими можно визировать текущую документацию, отчетность.
ЭЦП в 2024 году для физических лиц
Остальные сотрудники, кроме руководителя, должны заказывать ЭЦП в аккредитованных УЦ на платной основе. Это обусловлено тем, что налоговый орган не занимается выпуском подписей для физических лиц. Эти ЭЦП не привязаны к работодателю, ими работники могут пользоваться не только на рабочем месте, но и для заверения личных документов. Чтобы подписывать рабочую документацию, дополнительно потребуется электронная доверенность, которая и будет идентифицировать работника как представителя субъекта предпринимательства. Физические лица, оформившие ЭЦП в прошедшем переаккредитацию УЦ, смогут применять такую подпись до конца срока ее действия, в том числе и в 2024 году.