Что означает режим повышенной готовности

13.01.2022
0
По всей России сейчас действует режим повышенной готовности. Рассмотрим, в чем его суть, и на основании каких нормативных актов он установлен.

Режим повышенной готовности (РПГ): что это и чем регулируется

Режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, устанавливаемый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (подп. «б» ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ). Также закон предусматривает режимы:

  • повседневной деятельности, когда угрозы чрезвычайной ситуации нет;
  • чрезвычайной ситуации – при ее возникновении и ликвидации.

В указанную выше единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС входят все органы управления, силы и средства федеральной, региональной исполнительной власти, муниципальных органов, в полномочия которых входит защита населения и территорий от ЧС (ст. 4 Закона № 68-ФЗ).

Читайте также: Что относится к структурам жизнеобеспечения

Следует принципиально разграничивать понятие «чрезвычайная ситуация» (с которой напрямую связан рассматриваемый режим) и «чрезвычайное положение». При их смысловой схожести разница между ними весьма значительна.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на конкретной территории, сложившаяся вследствие явления, представляющего опасность для граждан. В том числе, вследствие распространения инфекционного заболевания (ст. 1 Закона № 68-ФЗ). В настоящее время основная причина, по которой введен режим повышенной готовности – коронавирус и угроза его распространения.

Чрезвычайное положение (ЧП) – введенный на всей территории России (или в отдельных местностях) особый режим деятельности органов власти и организаций, при котором допускаются:

  • отдельные ограничения прав и свобод жителей страны, прав организаций, общественных объединений;
  • возложение на указанных лиц дополнительных обязанностей.

При этом, сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть причиной введения ЧП (п. «б» ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Для обеспечения ЧП привлекаются органы внутренних дел, ФСИН, ФСБ, нацгвардия, структуры гражданской обороны и органов по делам ЧС, вооруженные силы. То есть, ЧП – несопоставимо более масштабный режим с точки зрения консолидации национальных сил в сравнении с режимами повышенной готовности и ЧС.

Читайте также: Уведомление о форс-мажоре: образец

Введение режима повышенной готовности

Правомочиями на введение режима повышенной готовности могут быть наделены разные структуры. РПГ может быть введен Правительством России на всей территории страны или в ее части в случае угрозы возникновения ЧС общегосударственного или межрегионального масштаба (пп. «а».1 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также правительство может установить обязательные правила поведения при введении данного режима.

Кроме того, РПГ может вводиться для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:

  • Органами власти субъектов РФ и муниципалитетов (подп. «м» п. 1, подп. «и» п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Аналогично, указанные органы устанавливают на подконтрольных территориях правила поведения при введении рассматриваемого режима.
  • Федеральными органами исполнительной власти, имеющими специальные силы и средства для реагирования на ЧС (п. 5 ст. 13 Закона № 68-ФЗ).
  • Руководителями организаций, на территории которых может возникнуть ЧС (ст. 14 Закона № 68-ФЗ).

Во всех случаях при введении РПГ определяются обстоятельства, исходя из которых введен режим. Когда эти обстоятельства устраняются, компетентный орган власти отменяет соответствующий режим (п. 25, 26 Положения «О единой государственной системе предупреждения ЧС», утв. Постановлением Правительства России № 794).

При действующем РПГ у органов власти, граждан и организаций появляются определенные права и обязанности. Устанавливаться они могут как Законом № 68-ФЗ, так и иными нормативными актами.

Режим повышенной готовности: права и обязанности граждан и юрлиц

В действующую нормативную базу, устанавливающую права и обязанности для различных лиц при РПГ, входят:

1. Закон № 68-ФЗ, утвердивший:

  • право избирательных комиссий на откладывание голосований на выборах, референдумах в такой период (ст. 11.2 закона);
  • обязанность граждан соблюдать законы и иные нормы, принятые на различных уровнях и направленные на защиту населения от ЧС, правила поведения при введении режима (ст. 19 закона).

2. Установленные на федеральном уровне правила поведения при угрозе ЧС.

Действующий свод правил утвержден Постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 417. Они обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями при введении РПГ (п. а. 2 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также им предписывается выполнять решения Правительства, Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ.

Гражданам при РПГ необходимо выполнять действия, перечисленные в п. 3 Правил. В частности:

  • соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
  • выполнять требования руководителя ликвидации ЧС, представителей спецслужб и иных лиц, занимающихся ликвидацией ЧС.

Поскольку режим повышенной готовности сопровождается угрозой возникновения ЧС, гражданам также:

  • необходимо при получении сигнала оповещения о такой угрозе оперативно знакомиться с информацией о порядке действий, поступающей по радио или ТВ, или в виде смс-сообщений (п. 2 Правил);
  • запрещается производить действия, перечисленные в п. 4 Правил (например, препятствовать работе управомоченных лиц, распространять недостоверную информацию о ЧС, создавать угрозу собственной безопасности жизни и здоровью и т.п.).

Организации обязаны немедленно оповещать работников и иных лиц, находящихся на предприятии, об угрозе возникновения ЧС (п. 5 Правил). А также выполнять, в зависимости от складывающейся обстановки, те или иные действия, предусмотренные п. 6 Правил, в т.ч. - приостановить свою деятельность, предоставить имеющиеся средства индивидуальной защиты (СИЗ), организовать эвакуацию людей с территории организации и оказывать содействие проведению эвакуационных мероприятий властями.

Кроме того, организациям нужно оперативно направлять в органы единой государственной системы сведения по защите населения и территорий от ЧС (п. 7 Правил).

3. Постановление Правительства России от 30.12.2003 № 794 (ред. от 02.04.2020) - регламентирует работу Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления данной системы обязаны при РПГ усиливать контроль над состоянием экологии, природными явлениями, прогнозировать ЧС.

К числу ключевых обязанностей органов Единой государственной системы можно отнести принятие мер, направленных на защиту жизни и имущества граждан, применение СИЗ, информирование о ситуации и иные.

3. Региональные нормативные акты, принятые в связи с РПГ.

Они обязательны к исполнению гражданами в силу положений ст. 19 Закона № 68-ФЗ. В Москве, например, принят Указ Мэра от 05.03.2020 № 12-УМ (ред. от 07.05.2020) - данный региональный нормативный акт вводит большое количество ограничений для граждан и организаций столицы. Аналогичные по сфере применения нормативные акты сейчас приняты и в других субъектах РФ. С учетом развития ситуации, положения региональных нормативов (как и федерального законодательства) могут регулярно корректироваться.

За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями приведенных выше нормативов, в условиях режима повышенной готовности на граждан и организации налагаются штрафные санкции на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также могут применяться нормы об административных нарушениях, действующие на уровне субъекта РФ.

Читайте также: Штраф за нарушение самоизоляции для физических лиц по регионам

Специализация: Специализация: гражданское право - работа с недвижимостью. договорная работа, наследственное право, банкротство.

Окончила в 2005 г. Тверской государственный университет, юридический факультет, специальность-юриспруденция.

Юрист в сфере недвижимости:составление договоров, регистрация в Росреестре прав и сделок,оформление наследственных прав,
сопровождение сделок с недвижимым имуществом,судебный опыт по делам,связанным с признанием прав на недвижимость.
Имеется опыт работы помощником арбитражного управляющего.

Оставить комментарий