Банковский светофор с 1 июля: критерии отнесения юрлиц и ИП к группам риска

07.07.2022
0
Банк России свежим решением утвердил перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к группам риска совершения подозрительных операций. Рассмотрим ключевые положения документа и определим его практическую значимость для предприятий.

Критерии ЦБ РФ: нормативная база

Совет директоров Центробанка 24 июня 2022 года принял решение «О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций». Документ вступил в силу с 1 июля 2022 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 9.1 Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, Банк России относит указанные категории хозяйствующих субъектов — юридических лиц и ИП, к группам риска совершения подозрительных операций исходя из критериев, что определяются самим регулятором (по согласованию с Росфинмониторингом). Данные критерии базируются на сведениях (ч. 5 ст. 9.1 Закона № 86-ФЗ):

  • о видах и характере деятельности отмеченных субъектов;
  • об операциях по счетам таких субъектов в банках;
  • об учредителях соответствующих хозяйствующих субъектов, их руководителях (как и об аффилированности данных лиц с иными юрлицами и ИП, совершающими подозрительные операции).

Рассматриваемое решение Центробанк принял, таким образом, для реализации полномочий, о которых сказано в ст. 9.1 Закона № 86-ФЗ. Регулятор выделил 6 групп критериев отнесения хозяйствующих субъектов к группам риска совершения подозрительных операций:

1. Критерии в области оценки субъекта, видов, характера и хозяйственных результатов его деятельности.

Примеры таких критериев, содержащихся в документе:

  • длительность существования юрлица или ИП с момента регистрации;
  • размер уставного капитала (применительно к юрлицу);
  • размер штата предприятия;
  • наличие или отсутствие других фирм по адресу расположения предприятия;
  • заключенные государственные или муниципальные контракты.

2. Критерии в области оценки операций по банковским счетам.

Например:

  • общее количество счетов;
  • динамика по объему и числу операций на счетах;
  • обороты по эквайрингу;
  • объем и число операций, удостоверяющих хозяйственую деятельность (выплата зарплаты, расчеты по аренде);
  • объем, число, основания для совершения операций по переводу денежных средств физлицам.

Как организации открыть расчетный счет в банке, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный демодоступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

3. Критерии в области оценки данных об учредителях, руководителях юрлица, ИП.

В их числе:

  • сведения о дисквалификации указанных лиц;
  • сведения о наличии лица в составе учредителя юрлица, являющегося недобросовестным поставщиком;
  • сведения о том, что лицо является учредителем нескольких организаций.

4. Критерии в области оценки аффилированности хозяйствующего субъекта с иными субъектами, совершающими подозрительные операции.

Речь идет о выявлении:

  • аффилированности юрлица, его руководителя, ИП с юрлицами, которые уже отнесены регулятором к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
  • факта совпадения идентификатора устройства, с помощью которого организация или ИП использует автоматизированные решения для перевода денежных средств, с идентификаторами устройств тех юрлиц и ИП, которые уже имеют высокую степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.

5. Критерии, связанные с результатами национальной и секторальной оценки рисков, которые проведены в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Например — осуществление юрлицом юрлицом или ИП деятельности, которая соответствует группе высокого (повышенного) риска отмывания доходов.

6. Критерии в части информации, принятой от государственных органов.

В их числе:

  • проведение в отношении предприятия (учредителя) проверок;
  • проведение следственных действий в отношении учредителя юрлица или ИП;
  • наличие данных о возможном участии предприятия в противозаконной деятельности.

Критерии могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности. Если те или иные показатели прямо не характеризуют подозрительные операции, то они не считаются основаниями для отнесения хозяйствующего субъекта к группе высокой степени (уровня) риска проведения подозрительных операций. Кроме того, соответствие деятельности фирмы какому-либо одному отдельно взятому критерию не обуславливает обязательного отнесения предприятия к «подозрительным»: показатели анализируются комплексно.

Что делать предприятиям?

Определяемые ЦБ риски - «светофор», по которому предприятию присваиваются «зеленый», «желтый» или «красный» уровни соответствия деятельности тем рискам, что характеризуют подозрительные операции. Таким образом, всем хозяйствующим субъектам необходимо сверить данные о своей деятельности с приведенными выше критериями от Центробанка, чтобы минимизировать риски отнесения к «подозрительным» лицам.

При этом, решение от 24 июня следует сопоставлять с другим важным нормативом — положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П. Ему (прежде всего, в части тех норм, что закреплены в Приложении) обязаны следовать кредитные организации — для выполнения требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Но оценивать банки будут, прежде всего, деятельность своих клиентов, открывающих расчетные счета.

Нормы, приведенные в положении № 375-П, учитывает при оценке юрлиц и ИП на предмет «подозрительности» в том числе Банк России. На практике регулятор, таким образом, будет руководствоваться сразу несколькими нормативами, в числе которых — решение от 24 июня и указанное положение.

Следует учитывать, вместе с тем, что Банк России, принимая решение об отнесении хозяйствующего субъекта к числу тех, которые способны совершать подозрительные операции, может также руководствоваться различными внутренними регламентами, которые нигде не публикуются. Но правомерно говорить о том, что такие регламенты не должны противоречить рассмотренным выше нормативам. Поэтому, при отсутствии совпадений по критериям, которые утверждены регулятором, юрлицо или ИП вправе рассчитывать на то, что не будут необоснованно выведены Банком России на «красный» уровень рисков.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Банки
Оставить комментарий