Значение расчетного листа
В трудовом кодексе РФ определено, что работодатель обязан выдавать расчетный лист сотруднику до выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ). В документе должны быть отражены все составляющие заработной платы сотрудника.
Форма расчетного листа
В трудовом законодательстве сказано, что организация обязана сообщать сотруднику о размере его заработной платы и ее структуре (ст. 136 ТК РФ). Однако форма расчетного листа законодательством не закреплена. Организация должна самостоятельно разработать форму в соответствии с требованием законов.
Как утвердить форму расчетного листка, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Согласно Трудовому кодексу РФ, расчетный лист должен содержать следующие сведения:
- оклад;
- стимулирующие выплаты;
- премии;
- выплаты по листам нетрудоспособности;
- отпускные и единоразовые выплаты к ним;
- прочие выплаты, не относящиеся к заработной плате (например, компенсация за задержку выплат);
- удержания;
- стандартные налоговые вычеты (при предоставлении);
- сумма для получения.
В нем также может быть указано количество отработанных и неотработанных дней.
Разработанная форма должна утверждаться учетной политикой компании. Можно использовать уже разработанные формы расчетного листа. Например, такая форма есть в программе 1С:Бухгалтерия. Данный бланк был разработан с учетом всех требований законодательства и имеет простую форму.
Заполнение в 1С
В 1С:Бухгалтерия 8.3 ЗУП предусмотрено два способа формирования расчетного листа: из документа «Начисление зарплаты и взносов» и раздела «Отчеты по зарплате». Рассмотрим их подробнее.
Заполнение из «Начисление зарплаты и взносов»
Перед формированием расчетного листа из документа начисления его нужно заполнить. Расчетный лист в данном случае формируется только по одному человеку. Для этого нужно выделить сотрудника и нажать на кнопку «Расчетный лист».
Заполнение из раздела «Отчеты по зарплате»
Данный раздел можно найти в двух местах:
- на главной странице;
- на странице «Зарплата».
При выборе главной страницы раздел располагается внизу первого столбика.
- период формирования;
- организация (если в базе ведется несколько предприятий);
- Ф. И. О. сотрудника (если нужно сформировать расчетный листок по одному работнику).
Сортировать расчетные листки можно:
- по организациям;
- организациям и подразделениям;
- сотрудникам и организациям.
После заполнения всех нужных пунктов нужно нажать на кнопку «Сформировать». Для выбора одного сотрудника около соответствующего поля нужно поставить флажок и выбрать нужного работника из выпадающего списка. Можно также выбрать сотрудника, вбив его фамилию в поле «Сотрудник».
В 1С:Бухгалтерия ЗУП можно сформировать расчетные листы за несколько месяцев. Для этого нужно выбрать период, содержащий нужные месяцы. Например, с 01.01.2025 по 31.03.2025. Расчетные листки будут сформированы по каждому месяцу. Формировать расчетные листки за период, превышающий один месяц, целесообразно по конкретному сотруднику. Это может потребоваться для нахождения ошибки в регистрах бухгалтерского учета или по запросу работника.
ИТОГИ
- Расчетный листок является обязательным документом для вручения сотруднику.
- Форма документа законодательно не утверждена, но в ст. 136 ТК РФ указано, какая информация должна в нем содержаться.
- Форму расчетного листа организация может разработать самостоятельно или использовать уже готовые шаблоны. Любой выбранный формат должен быть утвержден Учетной политикой организации.
- В программе 1С:Бухгалтерия содержится бланк расчетного листка, разработанного в соответствии с требованиями законодательства.
- Найти расчетный листок в 1С можно в двух местах: в документе «Начисление зарплаты и взносов» и «Отчетах по зарплате».
- Из документа «Начисление зарплаты и взносов» можно сформировать расчетный листок по одному сотруднику. В разделе «Отчеты по зарплате» форма позволяет сформировать расчетные листки по всем сотрудникам или по одному работнику.