С 2017 года был изменен и оптимизирован порядок подачи отчетности в ПФР. Какую отчетность в Пенсионный фонд в 2018 году должны подавать работодатели, рассмотрим далее.
Что изменилось?
Напомним, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ был отменен с 01.01.2017 г., и основным нормативным актом, регулирующим уплату страховых взносов и предоставление отчетности по ним, теперь является Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 34 данного закона. С перераспределением зоны ответственности, права по администрированию страховых платежей с января 2017 г. переданы в ФНС.
В связи с передачей полномочий работодатели освобождены от необходимости предоставлять в ПФР отчет РСВ-1. Вместо него в ИФНС представляется ежеквартальный расчет по страховым взносам за отчетный период (утв. приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
Отчеты в ПФР: виды, порядок и сроки подачи, штрафы
Отчетность в Пенсионный фонд в 2018 году подразделяется на четыре вида – это отчеты предоставляемые:
- ежемесячно;
- поквартально;
- раз в год;
- по запросу ПФР или в связи с конкретной необходимостью.
Для каждого вида отчетности регламентированы предельные сроки сдачи. Нарушение сроков, а также подача недостоверных или неполных сведений влечет наложение штрафов на ответственных и должностных лиц. Штрафы Пенсионного фонда имеют свою особенность – они исчисляются в зависимости от численности застрахованных лиц. Расчет штрафной суммы производится из учета 500 рублей за каждого застрахованного сотрудника (ст. 17 закона о персучете от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Ежемесячная отчетность
К ежемесячному виду отчетности перед ПФ относятся сведения по форме СЗВ-М, включающие данные о застрахованных лицах: их ФИО, номера СНИЛС и ИНН (утв. постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).
Изменений в форме и содержании бланка этого отчета не произошло, а вот срок его сдачи был откорректирован в 2017 г. Сформированный отчет должен подаваться не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Это требование установлено пунктом 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ.
Квартальная отчетность
Отчетность, которую работодатель предоставляет в ПФР ежеквартально – форма ДСВ-3 (утв. постановлением Правления ПФР от 09.06.2016 № 482п).
Это реестр застрахованных лиц, за которых перечисляются дополнительные страхвзносы на накопительную часть пенсии. Его работодатель обязан сдать только в том случае, если в отчетном периоде уплачивались взносы, предусмотренные нормами закона № 56-ФЗ от 30.04.2008г. Сроки его сдачи – не позже 20 числа месяца, наступившего за отчетным кварталом. То есть, это отчетность не для всех.
Годовая отчетность
Обновленное законодательство обязует работника сдавать новый вид отчетности – по форме СЗВ-СТАЖ. В 2018 году этот отчет представлялся страхователями впервые. Ранее данные, которые указываются в этой форме, работодатель отражал в составе отчета РСВ-1, однако теперь они выведены в самостоятельный вид отчета, для которого Пенсионный фонд постановлением № 3п от 11.01.2017 г. утвердил отдельную форму бланка.
Новый отчет отражает основные сведения по страховому стажу работников предприятия, и должен сдаваться страхователем не позднее 1 марта года, наступившего за отчетным.
Однако в двух случаях эти сведения необходимо подать до окончания отчетного периода:
- при назначении застрахованному лицу пенсии – предоставляется в ПФР в течение 3 календарных дней с момента обращения работника к работодателю;
- при реорганизации или полной ликвидации предприятия - в течение месяца после того, как будет утвержден разделительный или ликвидационный баланс, но не позднее той даты, которая будет указана в акте передачи соответствующих документов в инспекцию ФНС.
Заполненный СЗВ-СТАЖ страхователь обязан выдать на руки работнику (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ):
- в день окончания действия трудового договора (увольнения),
- по личному письменному обращению – по заявлению работника, продолжающего работать на предприятии, заполненный и заверенный печатью отчет выдается не позднее 5 рабочих дней с момента обращения.
Единоразово представляемые документы
К группе единовременного характера относится ряд документов, подаваемых в Пенсионный фонд при возникновении конкретной необходимости. К ним, в частности, относятся:
- форма АДВ-1 (анкета застрахованного лица) - составляется в случае принятия сотрудника с неполным пакетом обязательных для трудоустройства документов (без СНИЛС);
- форма АДВ-2 (заявление о замене СНИЛС) - составляемая при изменении анкетных данных застрахованного лица (смена ФИО и т.п.);
- форма АДВ-3 (заявление о выдаче дубликата СНИЛС) - составляется при потере или порче работником страхового свидетельства;
- форма СЗВ-К (сведения о страховом стаже работника по состоянию на январь 2002 года) - составляется по отельному требованию ПФР.
Порядок подачи отчетности
Согласно действующему порядку, отчетность в Пенсионный фонд в 2018 году работодатель должен предоставить:
- при численности до 24 человек включительно – на бумажном носителе, выбрав удобный для себя способ сдачи:
- отправив письмом через почтового оператора (рекомендуется отправлять с описью вложения и уведомлением о получении),
- лично передав специалисту ПФР;
- при штатном составе от 25 человек – отправив электронный форму отчета через персональный кабинет страхователя на официальном сайте ПФР.
Нарушение установленной формы подачи «пенсионной» отчетности грозит штрафом в размере 1000 рублей (статья 17 закона № 27-ФЗ).