Бюджетный учет характерен для госструктур. Он применяется казенными, автономными и бюджетными учреждениями. Выделение таких форм хозяйствования предусмотрено ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Деятельность их регламентируется несколькими правовыми актами, помимо закона № 7-ФЗ:
-
автономные учреждения должны ориентироваться на положения закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
-
казенные структуры придерживаются правил, указанных в Бюджетном кодексе РФ.
«Бюджетная» бухгалтерия казенных организаций предполагает акцентирование внимания на отражении расчетов по оказываемым госуслугам и порядке выполнения государственных функций. Все доходные поступления должны быть перечислены в бюджет, а их финансирование производится по бюджетной смете. В автономных и бюджетных организациях основным сегментом учета являются услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры, соцзащиты граждан. Автономные учреждения уполномочены самостоятельно распределять получаемые доходы от деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Бюджетный учет – это система сбора и обобщения сведений о производимых хозяйственных операциях на предприятиях в госсекторе, о финансовых итогах их деятельности. Он направлен на отражение текущей деятельности и на отслеживание состояния расчетов с бюджетом по выделяемому финансированию.
Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Отличительными чертами ведения учета в бюджетном секторе являются такие условия:
-
учетные операции отражают с привязкой к статьям бюджетной классификации;
-
присутствует обязательство постоянного отслеживания уровня исполнения сметы по доходной и расходной частям;
-
расчеты производятся при участии казначейства;
-
в зависимости от сферы деятельности необходимо применять специфические отраслевые рекомендации по бухучету.
В то же время бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях должен учитывать правовые требования закона «О бухучете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Закон предписывает придерживаться норм налогового законодательства. Дополнительными условиями выступают:
-
наличие утвержденной учетной политики;
-
обязательная регистрация в учетных регистрах всех хозяйственных операций, причем стоимостные параметры должны отражаться только в рублевом эквиваленте;
-
имеющиеся у предприятия активы и обязательства необходимо регулярно пересчитывать;
-
отчетность должна удовлетворять требованиям достоверности и полноты отражения информации о финансовых итогах деятельности;
-
необходимо создать систему внутреннего мониторинга.
Бухгалтерия бюджетного учреждения основывается на плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он состоит из таких разделов:
-
обязательства;
-
счета, посвященные процедуре санкционирования расходов (они показывают движение средств, выделенных предприятию из бюджета);
Этот план счетов является единым для бюджетников, он содержит обобщенные рекомендации.
Бухучет в бюджете ведется путем составления проводок методом двойной записи (с учетом признака счета – активный или пассивный). Особенности учета можно отследить по планам счетов, которые утверждены отдельно для каждого типа госструктур:
-
автономные учреждения ведут учет при помощи счетов из приказа Минфина от 23.12.2010 г. № 183н;
-
бюджетные учреждения должны применять счета из приказа Минфина от 16.12.2010 г. № 174н;
-
для казенных предприятий Минфин разработал отдельный план счетов, утвержденный приказом от 06.12.2010 г. № 162н.
Бухгалтерский учет в бюджете основывается на многозначных счетах учета. Каждый такой счет состоит из 26 символов (аналитические коды классификации отражаются в первых 17 знаках, 18-й знак соответствует коду вида деятельности, следующие 4 знака берутся из единого плана счетов и соответствуют его синтетическим кодам, последние цифры – аналитика по КОСГУ, то есть по видам поступлений или выбытий).
Отчетность составляется по правилам, отраженным в приказе Минфина от 28.12.2010 г. № 191н (Инструкция по составлению бюджетной отчетности).
Бухучет в бюджетных учреждениях регламентируется законодательством более жестко, чем учет в коммерческих структурах. Это отражается и на способах документального оформления операций. Бланки первичных документов и бухгалтерские регистры для госучреждений утверждены Минфином приказом от 30.03.2015 г. № 52н.
Как изменится учет в бюджетных учреждениях в 2019 году
С наступлением 2019 года организации-бюджетники должны будут откорректировать внутреннюю систему учета и финансового контроля в связи с вступлением в силу ряда законодательных поправок. Например, с января надо будет учитывать нормы новых пяти федеральных стандартов по бухучету в бюджете, их положения затрагивают следующие вопросы:
-
движение денежных средств;
-
формирование учетной политики, исправление ошибок;
-
учет в бюджетных организациях в отношении доходов;
-
отражение данных о событиях после отчетной даты;
-
колебания курсов валют.
Положения новых стандартов скажутся не только на текущем отражении хозяйственных операций в учетных данных, но и на правилах составления отчетности.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях изменится и в связи с вступлением в силу приказа Минфина от 08.06.2018 г. № 132н. Он вносит корректировки в порядок формирования КБК, которые входят в состав счетов учета в бюджете. На плане счетов отразится и нововведение по порядку применения кодов КОСГУ, о чем говорится в приказе Минфина от 29.11.2017 г. № 209н. Так, в кодах КОСГУ появится более детальная расшифровка, в некоторых будут присутствовать буквенные символы.