Нужно ли предъявлять паспорт при возврате товара?

28.06.2021
0
Команда СП

Любой покупатель рано или поздно сталкивается с необходимостью возврата приобретенного товара обратно в магазин. Иногда при оформлении документов продавцы требуют от покупателя паспорт – данные документа в т.ч. приходится вносить в заявление о возврате товара. Нужен ли паспорт при возврате товара, и почему его требуют не всегда – ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Возврат товара ненадлежащего качества: нужен ли паспорт

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, право на возврат товара возникает в следующих случаях:

  • если качественный товар не подошел покупателю по цвету, размеру, фасону, форме или комплектации (ст. 18);
  • если товар имеет недостатки (ст. 25).

Порядок и правила возврата товара также определены Законом № 2300-1, причем, никаких указаний о том, нужно ли предъявлять паспорт при возврате товара, в нем нет.

В то же время, наличие документа, удостоверяющего личность покупателя, оформляющего возврат, необходимо кассиру для оформления возврата товара и выдачи наличных денежных средств физлицу. В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 05.10.2020), кассир должен удостовериться в том, что деньги выдаются именно тому лицу, которое указано в расходном кассовом ордере.

Таким образом, несмотря на то, что прямых указаний на обязанность покупателя предъявлять паспорт при оформлении возврата закон не содержит, требование о предоставлении документа при возврате наличных денег из кассы продавца является правомерным. Этот вывод подтверждается и судебной практикой – в частности, Апелляционным определением Курганского областного суда от 03.04.2014 по делу № 33-989/2014, Постановлением ВС РФ от 15.06.2015 № 25-АД15-3 и др.

Продавцу нужно учитывать, что, получив данные паспорта покупателя, он становится оператором персональных данных, и вправе обрабатывать только те из них, которые отвечают целям обработки. При этом обрабатываемые данные не должны быть избыточными по отношению к целям их обработки (п. 4, 5 ст. 5 Закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 26.07.2006).

Читайте также: Перечень товара, не подлежащего возврату и обмену

Когда предъявлять паспорт необязательно

Многие совершают покупки не только в обычных стационарных магазинах, но и онлайн – в частности, на маркетплейсах. При возврате товара на подобные площадки паспорт не требуется и, как правило, даже заявление заполнять не приходится.

Причина применения упрощенной процедуры возврата проста: пользователь оформляет заказ с использованием своего личного кабинета, и оплачивает товар с привязанной к нему личной банковской карты. Все сведения о покупателе у продавца есть, именно поэтому дополнительно подтверждать личность ему не требуется.

По этой же причине паспорт не потребуется в том случае, если покупатель оплачивал покупку в обычном магазине не наличными, а банковской картой. Деньги возвращаются на карту покупателя – в акте о возврате средств сведения о лице, которому перечисляются деньги, не указываются.

Если товар возвращается в день покупки (до закрытия кассовой смены), данные паспорта также не нужны, независимо от способа оплаты (наличный или безналичный).

Читайте также: Возврат товара в интернет-магазин

Что делать, если нет паспорта

Итак, ответ на вопрос о том, нужен ли паспорт при возврате товара, является положительным не всегда – представить документ продавцу придется лишь в том случае, если расчеты осуществлялись наличными деньгами. А что делать, если паспорта нет: документ находится на замене в МВД или просто покупатель не имеет его при себе в момент обращения в магазин?

По закону, документом, подтверждающим личность, не обязательно должен быть паспорт – покупатель может представить, например, водительское удостоверение, заграничный паспорт или военный билет. Данные предъявляемого документа, подтверждающего личность, потребуется указать в заявлении на возврат (его вид, серию и номер, а также дату выдачи). 

Читайте также: Возврат технически сложного товара