Подделка продуктов питания наиболее опасна для потребителей – товары, изготовленные из низкосортного сырья в антисанитарных условиях, могут причинить вред здоровью и даже жизни человека. Именно поэтому маркировка продуктов питания стала очередным этапом внедрения национальной системы маркировки «Честный знак» на российском рынке.
Какую продукцию нужно маркировать
Перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке в системе «Честный знак», определен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Из продуктов питания в 2021 году него входят:
- сыры и творог;
- мороженое и другие виды пищевого льда, в составе которых нет или есть какао;
- молоко и сливки (в т.ч. сухие, сгущенные и несгущенные);
- пахта, свернувшееся и сквашенное молоко, йогурты, ряженка и кефиры;
- молочная сыворотка (сгущенная и несгущенная);
- сливочное масло;
- прочие молочные продукты (напитки, желе, муссы, сырки и т.д.).
Не нужно маркировать молочную продукцию:
- масса нетто которой не превышает 30 граммов;
- диетическую лечебную и профилактическую продукцию;
- продукцию, предназначенную для питания детей до 3 лет.
Маркировка пищевой продукции: сроки и правила
Сроки, с соблюдением которых должна быть осуществлена маркировка пищевых продуктов, зависят от того, к какой категории относится продукция. Маркировка становится обязательной:
- для сыров и мороженого – с 01.06.2021;
- для молочной продукции (за исключением сыров и мороженого) со сроком годности более 40 суток – с 01.09.2021;
- для молочной продукции (за исключением сыров и мороженого) со сроком годности менее 40 суток – с 01.12.2021.
Маркировать товарные остатки, выпущенные до того, как нанесение маркировки стало обязательным условием, не нужно – их можно продавать без маркировки в пределах установленного производителем срока годности (п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099).
Маркировать продукты питания обязаны:
- производители, занимающиеся изготовлением пищевой продукции, подлежащей маркировке;
- импортеры, закупающие пищевую продукцию у зарубежных производителей.
Как маркируется пищевая продукция
Продукты питания маркируются посредством нанесения на упаковку графического кода Data Matrix. Код представляет собой изображение, визуально похожее на привычные QR-коды – это изображение содержит зашифрованную информацию о наименовании товара и его производителе, сроке годности, составе и пр.
Код может быть нанесен методом прямой печати или методом этикетирования. Первый способ дороже и сложнее, но эффективнее – код не отклеится и не повредится при транспортировке.
Для нанесения маркировки понадобится специальный принтер, для считывания – сканер двухмерных штрих-кодов и касса с предустановленным программным обеспечением.
Как еще маркируют продукты питания
Потребитель может получить информацию о товаре не только из системы «Честный знак». Так, Технический регламент Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» определяет перечень требований к маркировке пищевой продукции.
Регламент был введен с целью предупреждения действий, направленных на введение в заблуждение потребителя, приобретающего пищевую продукцию на рынке. Регламентом установлен перечень сведений, которые должны быть нанесены на упаковку. Чтобы ознакомиться с этими сведениями, покупателю не придется ничего сканировать – вся информация размещается на упаковке товара.
Принципиальная разница между маркировкой продукции в системе «Честный знак» и нанесением информации в соответствии с ТР ТС 022/2011 заключается в их целевом назначении – первая нужна для защиты покупателя от подделки, а вторая – для предоставления ему полной информации о продаваемом товаре.
Читайте также: Маркировка питьевой воды с 2021 года