Существуют критерии, в соответствии с которыми ФНС оценивает налоговые риски предприятий. И если ведомство сочтет, что эти риски достаточно высоки — инициирует налоговую проверку. Ознакомимся с сущностью данных критериев и с особенностями их применения подробнее.
Общедоступные критерии налогового риска: нормативная база
Под «налоговыми рисками» следует понимать факторы, при наличии которых хозяйствующий субъект с достаточно высокой вероятностью допустит уклонение от уплаты налогов (получит необоснованную налоговую выгоду). Эти факторы систематизировала Федеральная налоговая служба.
В приказе ФНС о концепции планирования выездных проверочных мероприятий от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ содержатся критерии риска налоговой проверки: при обнаружении соответствия им деятельности предприятия налоговики «диагностируют» вероятное снижение платежеспособности или платежной дисциплины хозяйствующего субъекта, возможное участие в схемах ухода от налогообложения и назначают выездное контрольно-надзорное мероприятие.
Изначально ФНС (в первой редакции приказа № ММ-3-06/333@) выделяла 11 критериев, по которым оценивалась хозяйственная деятельность налогоплательщиков на предмет налоговых рисков. Но уже во второй редакции нормативного акта появился 12 критерий налогового риска. С тех пор количество соответствующих критериев остается неизменным. Рассмотрим их подробнее.
Читайте также: Признаки дробления бизнеса
Критерии самостоятельной оценки налоговых рисков: действующий перечень
ФНС, ориентируясь на общедоступные критерии, с высокой вероятностью назначит выездную проверку в отношении хозяйствующего субъекта — ИП или юрлица, если:
-
Его налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (или по виду деятельности).
Под соответствующей нагрузкой ФНС понимает соотношение суммы перечисленных в бюджет налогов и выручки предприятия.
-
В бухгалтерской или налоговой отчетности в течение 2-х и более лет показаны убытки.
-
Налогоплательщик отразил в налоговых отчетах за период значительные объемы вычетов.
Так, по НДС налоговиками определена критичная доля вычетов (относительно исчисленного налога) в величине 89% и более.
-
Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.
В приказе ФНС отдельной строкой выделено, что соотношение доходов и расходов определяется по налогу на прибыль. По аналогии можно предположить, что подобным образом сопоставляются показатели по УСН «доходы минус расходы».
-
Среднемесячная зарплата (в расчете на одного работника) ниже, чем по отрасли в соответствующем субъекте РФ.
Официальные данные об уровне зарплат в регионе можно найти на сайте Росстата. Налоговики также учитывают наличие информации о выплате налогоплательщиком «серых» зарплат, неоформлении официально трудовых отношений и т.п.
-
Хозяйственные показатели субъекта оказываются на пределе лимитов, при которых разрешено применять специальные налоговые режимы.
Критичным считается приближение на 95% к таким лимитам дважды и более в течение года. Отдельные критерии в приказе прописаны для плательщиков ЕСХН, УСН, ЕНВД.
-
Хозяйствующий субъект — ИП, отразивший годовые расходы, максимально близкие к доходам.
Обращается особое внимание на расходы, включенные в профессиональный вычет ИП по НДФЛ, если они составляют более 83%.
-
Налогоплательщик применяет много «цепочек контрагентов» без наличия объективных оснований (без «деловой цели»).
В такую цепочку могут входить различные посредники, перекупщики — без которых, по оценке ФНС, налогоплательщик может обойтись.
-
ИП или компания без объективных причин не предоставили в ИФНС разъяснения по запросам.
Поводами для подобных запросов могут быть в т.ч.:
-
ошибки в декларации;
-
противоречия в отчетных документах;
-
необходимость проверки документов, дополняющих отчетные.
10. Хозяйствующий субъект — юрлицо, которое часто меняет свою налоговую инспекцию.
Критичным считается 2 и более случая перерегистрации юрлица в связи со сменой его адреса и, соответственно, налоговой инспекции, которая осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении фирмы («миграция» между инспекциями).
-
Налогоплательщик имеет показатели рентабельности, значительно отличающиеся от среднеотраслевых.
Так, по налогу на прибыль критичным считается рентабельность, отличающаяся в меньшую сторону на 10% и более относительно среднеотраслевых показателей.
-
ИП, компания ведет деятельность, характеризующуюся высоким налоговым риском.
В данном случае можно говорить о налоговых рисках, определяемых в том числе в контексте правоприменительной практики. То есть, необязательно обнаруживаемых по тем критериям, что отражены в приказе № ММ-3-06/333@. Налоговики смотрят решения судов (как и документацию по досудебному урегулированию споров), анализируют результаты контрольной работы ФНС и выявляют типичные способы ведения деятельности, при которых вероятно уклонение хозяйствующего субъекта от уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды (наличие фирм-«однодневок» среди контрагентов, найм работников-инвалидов, реализация недвижимости и др.).
Приведенные выше критерии могут быть, таким образом, как общими для ИП и юрлиц, так и специфичными для соответствующих организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Также учитывается специфика налогового режима.
Приказ, определяющий рассматриваемые критерии, был принят довольно давно. Но он до сих пор действует, и ФНС в установленном порядке производит актуализацию тех нормативных положений, что им предусмотрены.
Критерии налогового риска: актуализация
Актуализацию показателей, при которых задействуются рассматриваемые критерии оценки налоговых рисков, ФНС осуществляет ежегодно. В числе ключевых типов таких показателей — налоговая нагрузка и рентабельность в среднем по отрасли. Налогоплательщик может сравнить их со своими показателями, и если заметит расхождения, у него появятся основания ожидать повышенного внимания со стороны налоговиков.
Информирование налогоплательщиков о факте актуализации тех или иных показателей по критериям оценки рисков ФНС осуществляет, как правило, по завершении года — по которому и собирается среднеотраслевая статистика. Критерии налоговых рисков (выездной налоговой проверки, как следствие) по итогам 2019 года еще готовятся. Но в достаточной степени актуальными правомерно считать ранее исчисленные показатели для 2018 года. Доступны они на сайте ведомства в виде таблицы Excel.
Можно загрузить данные и по предыдущим годам. Статистика, подготовленная ФНС по отраслям, оформлена в виде приложений к приказу № ММ-3-06/333@. Таким образом, всякий раз актуализируется по существу сам нормативный акт, устанавливающий критерии налоговых рисков.