Критерии налоговых рисков

24.01.2020
0
Команда СП

Существуют критерии, в соответствии с которыми ФНС оценивает налоговые риски предприятий. И если ведомство сочтет, что эти риски достаточно высоки — инициирует налоговую проверку. Ознакомимся с сущностью данных критериев и с особенностями их применения подробнее.

Общедоступные критерии налогового риска: нормативная база

Под «налоговыми рисками» следует понимать факторы, при наличии которых хозяйствующий субъект с достаточно высокой вероятностью допустит уклонение от уплаты налогов (получит необоснованную налоговую выгоду). Эти факторы систематизировала Федеральная налоговая служба.

В приказе ФНС о концепции планирования выездных проверочных мероприятий от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ содержатся критерии риска налоговой проверки: при обнаружении соответствия им деятельности предприятия налоговики «диагностируют» вероятное снижение платежеспособности или платежной дисциплины хозяйствующего субъекта, возможное участие в схемах ухода от налогообложения и назначают выездное контрольно-надзорное мероприятие.

Изначально ФНС (в первой редакции приказа № ММ-3-06/333@) выделяла 11 критериев, по которым оценивалась хозяйственная деятельность налогоплательщиков на предмет налоговых рисков. Но уже во второй редакции нормативного акта появился 12 критерий налогового риска. С тех пор количество соответствующих критериев остается неизменным. Рассмотрим их подробнее.

Читайте также: Признаки дробления бизнеса

Критерии самостоятельной оценки налоговых рисков: действующий перечень

ФНС, ориентируясь на общедоступные критерии, с высокой вероятностью назначит выездную проверку в отношении хозяйствующего субъекта — ИП или юрлица, если:

  1. Его налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (или по виду деятельности).

Под соответствующей нагрузкой ФНС понимает соотношение суммы перечисленных в бюджет налогов и выручки предприятия.

  1. В бухгалтерской или налоговой отчетности в течение 2-х и более лет показаны убытки.

  2. Налогоплательщик отразил в налоговых отчетах за период значительные объемы вычетов.

Так, по НДС налоговиками определена критичная доля вычетов (относительно исчисленного налога) в величине 89% и более.

  1. Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.

В приказе ФНС отдельной строкой выделено, что соотношение доходов и расходов определяется по налогу на прибыль. По аналогии можно предположить, что подобным образом сопоставляются показатели по УСН «доходы минус расходы».

  1. Среднемесячная зарплата (в расчете на одного работника) ниже, чем по отрасли в соответствующем субъекте РФ.

Официальные данные об уровне зарплат в регионе можно найти на сайте Росстата. Налоговики также учитывают наличие информации о выплате налогоплательщиком «серых» зарплат, неоформлении официально трудовых отношений и т.п.

  1. Хозяйственные показатели субъекта оказываются на пределе лимитов, при которых разрешено применять специальные налоговые режимы.

Критичным считается приближение на 95% к таким лимитам дважды и более в течение года. Отдельные критерии в приказе прописаны для плательщиков ЕСХН, УСН, ЕНВД.

  1. Хозяйствующий субъект — ИП, отразивший годовые расходы, максимально близкие к доходам.

Обращается особое внимание на расходы, включенные в профессиональный вычет ИП по НДФЛ, если они составляют более 83%.

  1. Налогоплательщик применяет много «цепочек контрагентов» без наличия объективных оснований (без «деловой цели»).

В такую цепочку могут входить различные посредники, перекупщики — без которых, по оценке ФНС, налогоплательщик может обойтись.

  1. ИП или компания без объективных причин не предоставили в ИФНС разъяснения по запросам.

Поводами для подобных запросов могут быть в т.ч.:

  • ошибки в декларации;

  • противоречия в отчетных документах;

  • необходимость проверки документов, дополняющих отчетные.

10. Хозяйствующий субъект — юрлицо, которое часто меняет свою налоговую инспекцию.

Критичным считается 2 и более случая перерегистрации юрлица в связи со сменой его адреса и, соответственно, налоговой инспекции, которая осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении фирмы («миграция» между инспекциями).

  1. Налогоплательщик имеет показатели рентабельности, значительно отличающиеся от среднеотраслевых.

Так, по налогу на прибыль критичным считается рентабельность, отличающаяся в меньшую сторону на 10% и более относительно среднеотраслевых показателей.

  1. ИП, компания ведет деятельность, характеризующуюся высоким налоговым риском.

В данном случае можно говорить о налоговых рисках, определяемых в том числе в контексте правоприменительной практики. То есть, необязательно обнаруживаемых по тем критериям, что отражены в приказе № ММ-3-06/333@. Налоговики смотрят решения судов (как и документацию по досудебному урегулированию споров), анализируют результаты контрольной работы ФНС и выявляют типичные способы ведения деятельности, при которых вероятно уклонение хозяйствующего субъекта от уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды (наличие фирм-«однодневок» среди контрагентов, найм работников-инвалидов, реализация недвижимости и др.).

Приведенные выше критерии могут быть, таким образом, как общими для ИП и юрлиц, так и специфичными для соответствующих организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Также учитывается специфика налогового режима.

Приказ, определяющий рассматриваемые критерии, был принят довольно давно. Но он до сих пор действует, и ФНС в установленном порядке производит актуализацию тех нормативных положений, что им предусмотрены.

Критерии налогового риска: актуализация

Актуализацию показателей, при которых задействуются рассматриваемые критерии оценки налоговых рисков, ФНС осуществляет ежегодно. В числе ключевых типов таких показателей — налоговая нагрузка и рентабельность в среднем по отрасли. Налогоплательщик может сравнить их со своими показателями, и если заметит расхождения, у него появятся основания ожидать повышенного внимания со стороны налоговиков.

Информирование налогоплательщиков о факте актуализации тех или иных показателей по критериям оценки рисков ФНС осуществляет, как правило, по завершении года — по которому и собирается среднеотраслевая статистика. Критерии налоговых рисков (выездной налоговой проверки, как следствие) по итогам 2019 года еще готовятся. Но в достаточной степени актуальными правомерно считать ранее исчисленные показатели для 2018 года. Доступны они на сайте ведомства в виде таблицы Excel.

Можно загрузить данные и по предыдущим годам. Статистика, подготовленная ФНС по отраслям, оформлена в виде приложений к приказу № ММ-3-06/333@. Таким образом, всякий раз актуализируется по существу сам нормативный акт, устанавливающий критерии налоговых рисков.