Изменения по НДС с 1 октября 2026 года

Сегодня
0
С 1 октября 2026 года вступает в силу ряд важных изменений по НДС, которые затрагивают порядок расчета налога по длящимся договорам и подтверждение льготы 10% на детские товары. Базовая ставка НДС остается на прежнем уровне (22%), но бизнесу придется пересмотреть подход к ценообразованию и документальному оформлению сделок, порядку подтверждения льготной ставки 10% на детские товары. Ниже разобран детальный план действий для организаций и ИП, новые формулы и правила проверки контрактов.

Длящиеся договоры: новый порядок расчета НДС

Федеральный закон от 04.08.2026 № 293-ФЗ вводит новый порядок исчисления НДС по договорам, заключенным до изменений налогового законодательства. Он запрещает продавцам автоматически перекладывать налог на покупателя («сверх цены»), если обязанность платить НДС возникла уже после заключения договора (например, из-за изменения лимитов или условий на спецрежимах). Если после заключения договора у продавца возникает обязанность уплачивать НДС, а покупатель не имеет права принять сумму налога к вычету, налог исчисляется расчетным методом исходя из цены, указанной в договоре.

Статья по теме: Бухгалтерские проводки по НДС: примеры Учет НДС охватывает большой пласт операций, отражающих взаимодействие хозяйствующих единиц между собой и бюджетом. Бухгалтерские записи, сопровождающие деятельность компании, упорядочивают и структурируют все операции, совершаемые с этим налогом. Поговорим об отражении в учете самых распространенных ситуаций, связанных с НДС — начислением, принятием к вычету, списанием, восстановлением, зачетом и др. Подробнее

Налог закладывается в договорную цену, а не предъявляется дополнительно к ней. Это означает, что продавец платит НДС «за свой счет», если стороны не предусмотрели в договоре иной порядок.

В 2026 году применяются следующие ставки:

  • основная ставка — 22% (расчетная 22/122);
  • льготная ставка на детские товары — 10% (расчетная 10/110);
  • 5 или 7% — для плательщиков на упрощенной системе (УСН) с пониженными ставками.

Льгота 10% на детские товары: новые требования к документам

С 1 октября 2026 года вступает в силу Федеральный закон от 04.07.2026 № 218-ФЗ, который устанавливает единый перечень документов для подтверждения права на льготную ставку НДС 10% при реализации детских товаров. Простого совпадения кодов ОКПД2 или ТН ВЭД с перечнями Правительства теперь недостаточно.

Для применения ставки 10% необходимы:

  • сведения о сертификате соответствия, выданного зарегистрированным в РФ органом по сертификации;
  • сведения о декларации о соответствии, зарегистрированной национальным органом по аккредитации;
  • либо иные документы об оценке соответствия продукции, если они предусмотрены правом ЕАЭС.

Сведения должны содержаться в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, который формирует и ведет национальный орган по аккредитации (Росаккредитация).

Статья по теме: ФНС о порядке подтверждения ставки НДС 10 процентов С 1 октября 2026 года законодательно закреплен порядок подтверждения ставки НДС 10% по детским товарам. Подробнее

Кому платить НДС за свой счет по длящимся договорам с 1 октября 2026 года?

Новые правила расчёта НДС по длящимся договорам (когда продавец обязан платить НДС из согласованной цены, не требуя доплаты от покупателя) применяются при одновременном соблюдении четырёх условий:

  1. договор заключён до того, как в законодательство внесены изменения, в силу которых у продавца впервые возникает обязанность платить НДС. Дата заключения договора значения не имеет — он мог быть подписан за несколько лет до изменения закона. Главное, что событие, повлёкшее обязанность по НДС, наступает начиная с 1 октября 2026 года;
  2. Обязанность по уплате НДС возникла именно из-за изменения законодательства (например, закон ввёл НДС для новой категории плательщиков или отменил освобождение по конкретным операциям). Норма не применяется, если обязанность возникла из-за изменения условий деятельности самого продавца при том же законе — например, упрощенец превысил лимит доходов и потерял освобождение в рамках действовавших правил. Также расчётный метод не применяется при простом повышении ставки НДС (например, с 20% до 22%) или при переходе между ставками УСН (с 5% на 7%, с 7% на 22%) — это пересмотр ставки для уже действующего плательщика, а не возникновение новой обязанности;
  3. Покупатель не имеет права принять сумму НДС к вычету (например, применяет УСН, патент, АУСН, ЕСХН, НПД, освобождён от НДС или является физическим лицом). Право на вычет должно отсутствовать в принципе, а не по причине добровольного отказа покупателя его заявлять;
  4. Стороны не изменили цену договора и не предусмотрели в нём порядок действий на случай изменения налогового законодательства (налоговую оговорку).

В этом случае продавец обязан исчислить НДС расчетным методом и уплатить его в бюджет без права требования доплаты от покупателя.

Исключение: если покупатель работает на ОСНО и имеет право на налоговый вычет, налог начисляется в обычном порядке (сверху цены), и ему выставляется счет-фактура.

Материалы по теме Ускоренный порядок возмещения НДС в 2026 году Незаконное возмещение НДС Как вернуть НДС

Как считать НДС расчетным методом?

Расчетный метод применяется, когда налоговая база определяется как разница между стоимостью товаров (работ, услуг) с учетом налога и суммой налога.

Формула расчета:

НДС = (Цена договора × Ставка НДС) / (100 + Ставка НДС)

Так, при ставке 22% с 2026 года: НДС = Цена договора × 22 / 122

Пример 1. Договор заключен в 2025 году, цена товара — 150 000 рублей. С 1 октября 2026 года продавец обязан уплачивать НДС, покупатель — на УСН и не принимает налог к вычету.

Расчет: 150 000 × 20 / 120 = 25 000 рублей. Продавец получает 150 000 рублей, из которых 25 000 рублей уплачивает в бюджет.

Пример 2. Цена по договору 150 000 рублей, ставка НДС — 22%.

Расчет: НДС = 150 000 × 22 / 122 = 27 049,18 рублей. Продавец уплачивает 27 049,18 рублей НДС за свой счет.

Статья по теме: Раздельный учет по НДС С нового 2023 года поменяются сроки уплаты НДС, будут действовать новации по льготам, предусмотренным для отдельных отраслей, а также вступят в силу другие изменения. Но, как и раньше, плательщикам, которые осуществляют сразу облагаемые и необлагаемые операции, нужно будет вести раздельный учет по НДС. Рассмотрим нюансы учета данных операций более детально. Подробнее

Как применять правило пяти процентов для раздельного учета "входного" НДС? Можно узнать в системе КонсультантПлюс оформив пробный бесплатный доступ на 2 дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость

Сравнение общего порядка исчисления НДС с расчетным методом

Критерий

Общий порядок

Расчетный метод

Когда применяется

Покупатель имеет право на вычет НДС

Покупатель не имеет права на вычет НДС

Как исчисляется НДС

Дополнительно к цене договора

Из цены договора (налог внутри цены)

Счет-фактура

Оформляется в обязательном порядке

Не оформляется

Кто платит НДС

Покупатель (через цену + НДС)

Продавец (за свой счет)

Можно ли требовать доплату

Да, НДС предъявляется отдельно

Нет, цена договора не меняется

Документальное оформление

Счет-фактура, УПД с выделенным НДС

Акт/накладная без выделения НДС

Что проверить в договорах с контрагентами с 1 октября— чек-лист

При вступления новых правил в силу необходимо провести аудит действующих договоров и при необходимости внести изменения.

  1. Дата заключения договора. Определите, какие договоры заключены до 1 октября 2026 года и продолжают действовать после этой даты.
  2. Наличие условия об НДС. Проверьте, предусмотрена ли в договоре обязанность покупателя уплачивать НДС сверх цены.
  3. Право покупателя на вычет. Выясните, применяет ли контрагент ОСНО и имеет ли право принимать НДС к вычету.
  4. Порядок изменения цены при изменении законодательства — есть ли в договоре условие о пересмотре цены при изменении налоговых ставок или возникновении обязанности по уплате НДС.
  5. Документальное оформление. Определите, какие первичные документы будут оформляться (счет-фактура, УПД, акт, накладная).
  6. Льготные ставки. Если применяются льготные ставки (10% на детские товары), проверьте наличие необходимых сертификатов и деклараций в реестре Росаккредитации. 
Статья по теме: Декларация НДС за 3 квартал 2026: образец Декларацию по НДС за 3-й квартал 2026 года должны подать все плательщики налога на добавленную стоимость до 26 октября 2026 года (25 число приходится на воскресенье, и потому крайний срок переносится на понедельник). Какие листы заполнять, как отправить отчет и что будет за нарушение сроков, читайте в нашей статье. Подробнее

Формулировки для длящихся договоров с 1 октября 2026 года - 4 рабочих варианта

Ниже приведены четыре варианта формулировок, которые можно использовать в договорах для минимизации рисков при применении новых правил НДС.

Вариант 1. Для договоров с покупателями на ОСНО (с вычетом)

«Цена Товара (работ, услуг) составляет рублей без учета НДС. НДС в размере 22% уплачивается Покупателем дополнительно к цене Товара. Продавец обязан выставить счет-фактуру в течение 5 календарных дней с даты отгрузки. При изменении налогового законодательства, в результате которого у Продавца возникает обязанность по уплате НДС, цена Договора подлежит пересмотру пропорционально изменению налоговой нагрузки.»

Вариант 2. Для договоров с покупателями на УСН (без вычета)

«Цена Товара (работ, услуг) составляет Х рублей, включая все налоги и сборы, действующие на дату заключения Договора. В случае возникновения у Продавца обязанности по уплате НДС в связи с изменением налогового законодательства НДС исчисляется расчетным методом исходя из цены, указанной в настоящем пункте, и уплачивается Продавцом за свой счет без права требования доплаты от Покупателя.»

Вариант 3. Универсальная формулировка с условием о пересмотре цены

«Цена Договора определена без учета НДС. НДС уплачивается Покупателем дополнительно к цене, если Покупатель имеет право на налоговый вычет по НДС. В случае, если Покупатель не имеет права на вычет НДС, налог исчисляется расчетным методом из цены Договора и уплачивается Продавцом. При изменении ставки НДС или возникновении обязанности по уплате НДС стороны обязуются в течение 10 рабочих дней согласовать новую цену Договора, учитывающую изменение налоговой нагрузки.»

Вариант 4. Для льготных товаров (детские товары, 10%)

«К Товарам, указанным в Приложении № к настоящему Договору, применяется льготная ставка НДС 10% в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ. Право на применение льготной ставки подтверждается сведениями о сертификате соответствия (декларации о соответствии), содержащимися в реестре, ведение которого осуществляет национальный орган по аккредитации. Продавец обязуется предоставить Покупателю копии документов, подтверждающих право на применение льготной ставки, по первому требованию. В случае отсутствия необходимых документов в реестре к Товарам применяется ставка НДС 22%»

Статья по теме: Ставка НДС в 2026 году в России Ставки НДС в 2026 году применяются с учетом законодательных изменений. Для обычных плательщиков НДС (предприятий на ОСНО) налог рассчитывается по ставкам, равным 22%, 10% и 0%. В отношении некоторых операций расчет производят по специальной ставке - 18,03% или по расчетным ставкам – 10/110 и 22/122, используемым для вычленения суммы налога, в т.ч. налоговыми агентами. Для плательщиков УСН действуют специальные ставки — 5 или 7%. Все указанные величины ставок приведены в главе 21 НК РФ и применяются в облагаемых НДС операциях. Расскажем о ставках НДС, действующих в 2026 году. Подробнее

Что делать, если продавец выставил счет-фактуру с НДС по операции, освобожденной от НДС по ст. 149 НК РФ? Можно узнать в системе КонсультантПлюс оформив пробный бесплатный доступ на 2 дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость

Итоги

С 1 октября 2026 года бизнесу следует уделить особое внимание трем направлениям (аудиту договоров, документальному подтверждению льгот и корректировке ценообразования). Проверьте все действующие договоры на предмет условий об НДС и предусмотрите порядок действий при изменении налогового законодательства. Убедитесь, что для детских товаров в реестре Росаккредитации есть сведения о сертификатах или декларациях соответствия. Если работаете с покупателями на УСН, учтите, что НДС придется платить за свой счет, если не договориться об ином. Своевременная подготовка позволит избежать споров с контрагентами и претензий со стороны налоговых органов.

Как применять освобождение от НДС по отдельным операциям? Можно узнать в системе КонсультантПлюс оформив пробный бесплатный доступ на 2 дня. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО
Окончила Саратовский социально-экономический институт (филиал) «РЭУ им. Г.В. Плеханова»: в 2015 году, получила диплом бакалавра по направлению подготовки экономика «бухгалтерский учет, анализ и аудит»; в 2017 году диплом магистра по направлению подготовки экономика «бизнес анализ».
Бухгалтер с опытом работы более 10 лет в добывающей отрасли РФ. Специализация – бухгалтерский и налоговый учёт внеоборотных активов.
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: НДС