Инвентаризация товара в магазине

18.10.2025
0
Инвентаризация товара в магазине регламентирована ФСБУ 28/2023. Процедура осложняется наличием широкой номенклатуры товаров и высокой вероятностью обнаружения ошибок из-за недостаточного уровня контроля сохранности ТМЦ в течение рабочего дня. Каков порядок инвентаризации товаров в магазине и как оформляются ее результаты, рассказано ниже в статье.

Правила проведения инвентаризации в магазине

Товары пересчитываются по правилам, применяемым ко всем видам активов предприятия. Одно из условий — это наличие сформированной и утвержденной руководителем магазина инвентаризационной комиссии.

Но есть исключение из общего правила, то есть инвентаризационную комиссию можно не создавать, в частности, если:

  • магазин заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором;
  • инвентаризация проводится ревизионной комиссией магазина при условии, что уставом такой компании предусмотрено создание данного органа, а также уставом или иными документами экономического субъекта на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.

Одним из первых шагов должно стать издание приказа о предстоящей проверке ценностей с указанием в нем, в частности, данных о:

  • составе инвентаризационной комиссии;
  • периоде инвентаризационных мероприятий;
  • объектах, подлежащих проверке.

Установленные законодательством РФ правила поясняют, как проводится инвентаризация в магазине, а именно:

  1. Обязательно должен быть зафиксирован факт подачи материально ответственными сотрудниками расписок.
  2. Приходование торговой точкой и отпуск товаров на период инвентаризационных действий строго ограничен — при необходимости разрешается принять ТМЦ в присутствии комиссии. При подведении итогов инвентаризации члены комиссии должны будут отметить этот факт в описи «ТМЦ, поступивших во время инвентаризации». Аналогичный механизм предусмотрен и для отпуска товара. По результатам проверки заполняется отдельная опись по отпущенным ТМЦ.
  3. При инвентаризации большого количества весовых товаров, документ, оформляющий результаты перевеса таких товаров, ведется раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и МОЛ. В конце рабочего дня (или по окончании перевеса) данные этих документов сличают, и выверенный итог вносится в документы, содержащие сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации.
  4. Для обеспечения объективности получаемой информации в помещения, в которых проводятся подсчет ценностей, должен быть ограничен доступ для посторонних лиц.
  5. Обязательным считается присутствие как минимум 80% состава инвентаризационной комиссии.
  6. Во время перерывов в работе комиссий (в обеденный перерыв, ночью, по иным причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
  7. Если инвентаризация проводится несколько дней, то в отсутствие инвентаризационной комиссии доступ в места, где находятся товары, должен быть ограничен (в том числе помещения опечатаны, установлена сигнализация или видеонаблюдение).

Какие еще нюансы нужно учитывать при проведении инвентаризации товаров в магазине, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Как правильно провести инвентаризацию в магазине?

Перед тем, как приступить к непосредственным инвентаризационным мероприятиям, членами комиссии выполняется:

  • проверка фактического наличия и текущего состояния документации по ТМЦ;
  • изучение регистров учета.

Следование рекомендациям по оптимизации инвентаризации поможет сократить время на ее проведение. Для этого надо разбить товары на группы (например, сначала проверяются овощи и фрукты, а затем переходят в отдел с консервами) и проверить на этикетках штрихкоды.

Бывает так, что при инвентаризации выявляются товары без штрихкодов. Тогда, если на товаре есть артикул, то его можно ввести в терминал сбора данных (ТСД) с клавиатуры вместо штрихкода и товар будет найден (при условии, что артикул выгружен). Если же артикул неизвестен или товар по нему не находится, то такой товар необходимо отложить отдельно на кассе, и после завершения инвентаризации ввести его в документ 1С вручную.

На тару товара, пришедшую в негодность, комиссией оформляется акт на списание с отражением причин порчи (повреждения).

Целесообразно распределить обязанности между членами комиссии: кто будет сортировать товары, а кто — проверять штрихкоды и др.

Чтобы избежать ошибок при пересчете ТМЦ, проведение инвентаризации в магазине осуществляется последовательно одним из способов:

  • либо путем проверки товаров в порядке, в котором они расположены в торговом или складском помещении;
  • либо по местам хранения, с опечатыванием каждого проверенного корпуса или комнаты — такое возможно при хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица.

Пересчитываемые ценности указываются в описях отдельно по каждому из наименований и с приведением данных о товаре (о его виде, сорте, артикуле, количестве в наличии, группе). При проверке ТМЦ могут проводиться следующие мероприятия:

  • пересчет;
  • перевешивание;
  • перемеривание.

Порядок проведения инвентаризации в магазине запрещает вносить сведения в инвентаризационные описи со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. При заполнении этих бланков следует разграничивать товары на те, которые находятся на дату инвентаризации в пути, а также на те, которые были отгружены, не оплачены в срок покупателем или находятся на складах иных организаций. По каждой из групп необходимо составлять отдельные описи.

Опись товара в магазине — образец

В общем порядке, итоговые результаты инвентаризации товаров в магазине заносятся в опись по форме ИНВ-3 или по самостоятельно разработанной форме, но с указанием обязательных реквизитов из ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Акт по форме ИНВ-4 используют для оформления результатов инвентаризации стоимости отгруженных товаров, момент признания выручки от продажи которых на дату отгрузки не наступил, например, переданных:

  1. Посредникам для реализации.
  2. Покупателям по договорам с особым порядком перехода права собственности.
  3. Перевозчикам для доставки покупателям.

Инвентаризационная опись товаров в магазине оформляется в двух экземплярах, один из которых подлежит передаче в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу. В бланке формы содержатся такие сведения:

  • бухгалтерский счет (субсчет) — "41.2";
  • реквизиты предприятия — с номером и датой приказа о проведении инвентаризации;
  • срок проведения инвентаризации;
  • наименование, характеристика (вид, сорт, группа) товара;
  • единицы измерения товара — наименование (например, "кг") и код по Классификатору ОКЕИ;
  • цена товара;
  • количество товара по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

  • количество (прописью) порядковых номеров товаров и общее количество (прописью) таких товаров в натуральных единицах измерения, записанных на каждой странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (в том числе шт., кг.) эти товары показаны (на каждой странице документа);

  • отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов на последней странице документа с подписями лиц, производивших эту проверку;

  • расписку МОЛ, подтверждающую проверку фактического наличия товаров инвентаризационной комиссией в его присутствии, отсутствие претензий к этой комиссии и принятие перечисленных в документе товаров для хранения или использования (в конце документа);

  • в случае смены МОЛ подписи лица, принявшего товар, и лица, сдавшего его.

Каждый экземпляр документа визируется председателем и членами комиссии, материально ответственным лицом (например, продавцом-кассиром) и бухгалтером магазина.

Скачать образец заполнения описи товаров в магазине можно тут, а бланк — здесь.

Документ на бумажном носителе, содержащий сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, не должен содержать незаполненные строки. В случае если на последней странице такого документа остаются незаполненные строки, такие строки должны быть прочеркнуты.

К документам инвентаризации приобщают, в частности:

  • документы, оформляющие результаты перевеса весовых товаров;
  • предоставленные материально ответственными лицами объяснения о допущенной пересортице;
  • предоставленные комиссии объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, возникшей не по вине МОЛ, не отнесена на виновных лиц.

Помимо приказа о проведении инвентаризации и инвентаризационной описи по итогам инвентаризации издается приказ руководителя магазина об утверждении результатов (квалификации) данной проверки. Если при инвентаризации товаров в магазине были выявлены их недостачи (излишки), то дополнительно оформляется форма ИНВ-19 и ведомость учета результатов инвентаризации (ИНВ-26).

Итоги

Инвентаризация товара в магазине проводится в соответствии с ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация". В общем порядке, ее результаты оформляются в инвентаризационной описи по форме ИНВ-3. Каков порядок проведения данной инвентаризации, рассказано выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация