Для уточнения динамики изменения учетных данных ф. 2 проводится горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах. При этом показатели могут сравниваться в абсолютных и относительных значениях за нужные периоды. Сведения берутся из бухучета организации. В результате финансисты получают информацию о текущих и прошлых изменениях в финансовых данных для принятия эффективных управленческих решений.
Как выполняется анализ отчета о финансовых результатах
Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» утверждена Минфином в приказе № 66н от 02.07.10 г. Этот документ содержит основные данные по доходам, расходам (включая прочие) и результатам всех видов деятельности предприятия за два последних периода. Ключевые показатели помогают пользователям сделать вывод об успешности функционирования компании, а проведение анализа позволяет сравнить значения для управления бизнесом на текущий момент и в перспективе.
Какие способы анализа ф. 2 существуют? На практике широко применяются две методики. Речь идет о вертикальном и горизонтальном анализе показателей. Оба варианта расчетов помогают точно оценить изменения в показателях за различные периоды. Когда проводится вертикальный анализ отчета о финансовых результатах, пример его вы найдете здесь, все значения ф. 2 сравниваются с базовым показателем выручки. Суть же горизонтального анализа заключается в расчете абсолютных и относительных изменений по показателям отчета.
Методика выполнения горизонтального анализа
В первую очередь следует определиться с тем, за какие учетные периоды выполняется анализ. Наиболее наглядными считаются расчеты за два года, но при необходимости можно взять и более широкий интервал – за 3, 4, 5 лет и т.д. Или же берутся промежуточные данные – за месяцы, кварталы и пр. Затем составляется подробная таблица тех показателей, которые нуждаются в анализе.
Если данных ф. 2 достаточно для вычислений, таблица копируется согласно утвержденной форме отчета. Если же информации не хватает, можно расширить перечень значений. Данная методика предполагает расчет относительных (в %) и абсолютных отклонений (в руб.). На первом этапе определяются абсолютные значения.
Формула абсолютных отклонений
Изменение показателя абсолютное = Величина показателя текущая – Величина показателя базовая.
Формула относительных отклонений
Изменение показателя относительное = Изменение абсолютное / Величина показателя базовая х 100 %.
Пример
Значение выручки в текущем периоде = 2 500 000,00 руб., в базовом – 2 150 000,00 руб. Соответственно, показатель изменился на:
- В абсолютном выражении – на +350 000,00 руб. = 2 500 000,00 – 2 150 000,00.
- В относительном выражении – на +16,27 % = 350 000,00 / 2 150 000,00 х 100 %.
Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах – пример
Рассмотрим, как выполняется горизонтальный анализ ф. 2 отдельно взятого предприятия. Расчеты произведены за 2 периода – 2017 г. (текущий) и 2016 г. (базовый). Все вычисления проведены по классической методике, то есть с определением отклонений абсолютных и относительных. Исходные данные – в таблице.
Наименование показателя |
Учетный период |
Отклонение показателя |
||
2017 (в руб.) |
2016 (в руб.) |
Абсолютное (в руб.) |
Относительное (в %) |
|
Выручка по реализации (стр. 2110 ф. 2) |
11 040 000,00 |
7 500 000,00 |
+3 540 000,00 |
+47,2 |
Себестоимость (стр. 2120 ф. 2) |
8 495 000,00 |
6 250 000,00 |
+2 245 000,00 |
+35,92 |
Прибыль валовая (стр. 2100 ф. 2) |
2 545 000,00 |
1 250 000,00 |
+1 295 000,00 |
+103,6 |
Сбытовые расходы (коммерческие по стр. 2210 ф. 2) |
590 000,00 |
240 000,00 |
+350 000,00 |
+145,83 |
Административные расходы (управленческие по стр. 2220 ф. 2) |
320 000,00 |
174 000,00 |
+146 000,00 |
+83,91 |
Прибыль от продаж (стр. 2200 ф. 2) |
1 635 000,00 |
836 000,00 |
+799 000,00 |
+95,57 |
Доходы прочие (стр. 2340 ф. 2) |
270 000,00 |
260 000,00 |
+10 000,00 |
+3,84 |
Расходы прочие (стр. 2350 ф. 2) |
128 000,00 |
112 000,00 |
+16 000,00 |
+14,28 |
Прибыль до налогообложения (стр. 2300 ф. 2) |
1 777 000,00 |
984 000,00 |
+793 000,00 |
+80,58 |
Текущие затраты по налогу с прибыли (стр. 240 ф. 2) |
360 000,00 |
201 000,00 |
+159 000,00 |
+79,10 |
Прибыль чистая (стр. 2400 ф. 2) |
1 417 000,00 |
783 000,00 |
+634 000,00 |
+80,97 |
Полученные в итоге вычислений результаты показывают, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. чистая прибыль компании выросла на 80,97 % или 634 000,00 руб. Произошло это за счет увеличения реализации на 47,2 % или на 3 540 000,00 руб. при росте себестоимости продукции на 35,92 % или на 2 245 000,00 руб. Далее наблюдаем, что сбытовые расходы увеличились на +145,83 % или на 350 000,00 руб.; административные – на +83,91 % или на +146 000,00 руб. Если говорить о налоге с прибыли, размер этого фискального платежа вырос на +79,1 % или на +634 000,00 руб.
Обратите внимание! Для более точного понимания влияния отдельных показателей на конечную прибыль требуется провести также и вертикальный анализ по общепринятой методике, которую вы найдете по ссылке выше.