Недовольные ограничительными мерами граждане нередко призывают Президента РФ проявить решительность и ввести режим чрезвычайной ситуации (ЧС) или чрезвычайного положения (ЧП). ЧС и ЧП – это не синонимы, а два отдельных режима, при введении которых для россиян наступят разные последствия. При этом не стоит ждать щедрых компенсаций, прощения долгов по коммуналке или ипотеке. Какие права и обязанности появятся у сограждан, если режим ЧС все-таки введут, расскажет наша статья.
Чрезвычайная ситуация – что это?
Определение дано в законе о ЧС № 68-ФЗ от 21.12.1994 (ст.1). Более точное его название – «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». То есть, основная цель этого нормативного акта заключается в предотвращении чрезвычайной ситуации и минимизации негативных процессов, если избежать ее не удалось.
ЧС складывается по объективным причинам. Власти информируют россиян о возникновении чрезвычайной ситуации или об угрозе ее возникновения, и предпринимают действия по ликвидации ее последствий в соответствии со своими полномочиями (ст.9-11.2 закона № 68-ФЗ).
Закон о чрезвычайных ситуациях определяет ЧС как обстановку, сложившуюся на определенной территории (в том числе, по всей стране) из-за обстоятельств, которые могут повлечь человеческие жертвы, нарушить привычный уклад жизни, нанести вред здоровью людей и природе, а также привести к существенным материальным потерям населения. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:
- стихийное бедствие;
- техногенная катастрофа;
- опасное природное явление;
- распространение заболевания, угрожающего жизни людей.
ФЗ о чрезвычайных ситуациях гласит, что решение о введение режима ЧС (повсеместно или на определенной территории) принимает Правительство РФ (ст.10 закона № 68-ФЗ). Оно же устанавливает правила поведения, обязательные для физических и юридических лиц в условиях чрезвычайной ситуации. Сейчас они утверждены Правительственным Постановлением № 417 от 02.04.2020.
Читайте также: Что означает режим повышенной готовности
Каковы правила поведения при ЧС
Действующие правила при режиме ЧС обязывают граждан (п. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 417):
- соблюдать общественный порядок;
- выполнять законные требования уполномоченных должностных лиц;
- эвакуироваться с опасной территории, если поступит указание властей;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, если они будут предоставлены региональными чиновниками или муниципалами;
- постоянно иметь при себе паспорт или другое удостоверение личности, предъявлять его по требованию уполномоченных лиц;
- при отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью оказывать помощь пострадавшим лицам, вызывать им врачей и других специалистов, дожидаться их приезда;
- не заходить в огражденную опасную зону;
- не распространять заведомо ложную («фейковую») информацию о ЧС.
Кроме того, Трудовой кодекс РФ при чрезвычайных обстоятельствах разрешает привлекать сотрудников к сверхурочной работе, а также к работе в праздничные и выходные дни без их согласия (ст. 99, 113 ТК РФ).
Чрезвычайная ситуация в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах налагает обязанности и на юридические лица (п. 6, 7 Правил, утв. Постановлением № 417). В частности, они должны приостановить работу, если ее продолжение угрожает безопасности сотрудников и других людей. Работников и посетителей предприятий, функционирующих при ЧС, необходимо обеспечивать защитными средствами. Также юрлица участвуют в эвакуации своих работников, организуют неотложные аварийные работы на подведомственных территориях.
Читайте также: Что относится к структурам жизнеобеспечения
Чрезвычайная ситуация в России: права граждан
Вопреки ожиданиям, введение режима ЧС не избавит россиян от большинства возникших материальных затруднений. Права граждан в условиях ЧС сформулированы в ст. 18 закона 68-ФЗ. Так, при чрезвычайной ситуации они вправе рассчитывать:
- на возмещение ущерба, из-за ЧС причиненного имуществу и/или здоровью (во-первых, здесь придется доказывать причинно-следственную связь, а во-вторых, компенсируется ущерб имуществу, а не убытки приостановленного бизнеса);
- на медобслуживание, соцгарантии и компенсации за работу и проживание в зоне ЧС (если работа и проживание потребуют дополнительных расходов, например, на проезд до предприятия при блокировке проездной карточки, на съем жилья и т.д., а не за факт пребывания в зоне ЧС);
- на компенсацию ущерба, причиненного здоровью человека в ходе ликвидации ЧС;
- на оказание бесплатной юридической помощи согласно законодательству.
Из закона о ЧС следует, что режим чрезвычайной ситуации в России или в отдельном регионе не обязывает государственные органы компенсировать убытки организаций и ИП, или материально помогать обедневшим гражданам. Правительство и региональные власти могут принять решение об оказании финансовой поддержки, выплате единовременных пособий, определении круга получателей данной помощи (п.«м» ст.10, п.«л» ст.11 закона № 68-ФЗ). Но они не обязаны это делать.
Об обязательной отсрочке или «обнулении» платежей по кредитам, налогам, по аренде помещений или за услуги ЖКХ в законе о ЧС ничего не говорится. Государство может принимать дополнительные нормативные акты, чтобы материально поддержать граждан в тяжелое время коронавирусной эпидемии. Однако одного лишь введения режима ЧС для этого недостаточно.
Форс-мажор в условиях ЧС
Чтобы понять, возможно ли избежать ответственности за неисполнение договорных обязательств в условиях чрезвычайных ситуаций, следует обратиться к гражданскому законодательству.
Статья 401 ГК РФ признает, что никаких последствий для должника не наступит, если причиной невыполнения им обязательств стало действие непреодолимой силы – т.е., чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (форс-мажор). При этом, подобными обстоятельствами не может быть признано отсутствие денег у должника, необходимых товаров на рынке, изменение валютного курса и т.п.
Условия о форс-мажоре, прописываемые в договорах, часто включают и введение режима ЧС. Меры, вводимые государством в связи с коронавирусной пандемией в режиме повышенной готовности или ЧС, относят к обстоятельствам непреодолимой силы – это закрытие границ, введение «нерабочих дней», приостановление работы ряда компаний, ограничение передвижения граждан и транспорта и т.д., которые вполне могут повлечь снижение платежеспособности должника или препятствовать выполнению его обязательств.
Но, согласно разъяснениям ВС РФ, признание распространения коронавируса в качестве непреодолимой силы не может однозначно распространяться на всех без исключения. В каждом случае следует учитывать конкретные обстоятельства - вид деятельности компании, условия ее ведения, регион, где она находится, характер неисполненного обязательства, срок его исполнения и т.п. Должнику придется доказать наличие причинно-следственной связи между введением мер ЧС и невозможностью выполнения обязательства, а также то, что им были предприняты все меры для предотвращения подобных рисков (Обзор ВС РФ от 21.04.2020 № 1, вопрос 7). Кроме того, следует помнить, что обязательство должника не прекращается само по себе, если его исполнение возможно после того, как обстоятельства непреодолимой силы отпадут (п. 9 постановления Пленума ВСРФ от 24.03.2016 г. № 7).
Таким образом, говорить однозначно о том, что введение режима ЧС приведет к полному «обнулению» договорных обязательств по причине наступившего форс-мажора нельзя.
Читайте также: Уведомление о форс-мажоре: образец
Введение чрезвычайного положения (ЧП): отличие от ЧС
Существенное отличие режима ЧП от ЧС состоит в том, что введение чрезвычайного положения позволяет ограничить права граждан, в том числе, и право на свободное передвижение (ст.1 Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ от 30.05.2001).
Чрезвычайная ситуация в России в 2020 году, в случае ее объявления, такого ограничения не допускает. В пп. «д» п. 10 ст. 4.1 закона № 68-ФЗ сказано, что при режиме ЧС предпринимаются меры, не ущемляющие свободы и права человека.