Расчет по страховым взносам - с отчетности за 1 квартал 2026 года

05.10.2026
0
Команда СП
Страхователи предоставляют в ИФНС персонифицированные сведения в составе обновленной формы РСВ - начиная с отчетности за 1 квартал 2026 года года. Каким стал отчет после обновления, когда и как его подавать, расскажем далее.
Бланк РСВ с отчетности за 1 квартал 2026 года
Проверено экспертом
Образец заполнения расчета по страховым взносам за I полугодие 2026 г.
Образец заполнения субъектом МСП расчета по страховым взносам за 1 полугодие 2026 г. при применении пониженного тарифа (по новой форме)
Рекомендации по теме

Особенности формы РСВ в 2026 году

В Социальный фонд РФ (СФР) расчет РСВ подается на бланке в редакции от 04.02.2026 начиная с отчетности за 1 квартал 2026 года.

В РСВ указывают следующие категории граждан - застрахованных оиц:

  • работники по трудовому договору;
  • исполнители, трудящиеся по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);
  • студенты, нанятые на работу в студотряды;
  • работники-иностранцы и лица без гражданства;
  • физические лица, работающие в централизованных религиозных организациях (ЦРО) и в религиозных компаниях, входящих в структуру ЦРО;
  • лица, работающие в компании МСП, основным видом экономической деятельности которой является "Обрабатывающие производства", и этот вид деятельности установлен Перечнем Правительства РФ (если плательщик страхвзносов подпадает под условия применения единого пониженного тарифа по страхвзносам);
  • физлица, в пользу которых выплаты и иные вознаграждения не начислялись.

По налоговой части, как и прежде, по общему правилу установлена единая база для обложения взносами на ОПС, ОМС и ВНиМ (взносы уплачиваются по единому тарифу). Помимо этого, обновлена единая предельная величина этой базы, которая представляет собой годовую сумму выплат в пользу каждого работника и с которой рассчитываются взносы (в 2026 г. она составляет 2 979 000 руб. за год).

Общие ставки страхвзносов напрямую зависят от нее (ст. 425 НК РФ):

  • в пределах базы — 30 %;
  • свыше базы — 15,1 %.

Льготные группы страхователей, имеющих право начислять взносы по пониженным ставкам, тоже остались в НК РФ. Перечень таких плательщиков и соответствующих им ставок представлен ст. 427 НК РФ.

Статья по теме: Пониженные страховые взносы для МСП в 2026 году Пониженный тариф страховых взносов для МСП плательщики должны применять с первого числа месяца внесения их в реестр субъектов МСП. Примечательно, что именно должны, а не имеют право. Данный льготный тариф действует и в 2026 г. Его применяют учетом нового федерального МРОТ, умноженного на 1,5, а также ряда обязательных условий. Подробнее

РСВ с 1 квартала 2026 года: изменения в бланке

Обновленный бланк РСВ и правила его заполнения утверждены приказом ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ в последней ред. от 04.02.2026 (далее – Приказ). Обновлены штрих-коды формы РСВ.

Титульный лист формы остался без изменений. Здесь вносятся необходимые сведения.

В свою очередь:

1. В приложении № 3.1 к разделу 1, заполняемом МСП с пониженными страховыми взносами, указывается код плательщика:

  • "1" – указывают работодатели, которые применяют тариф 7,6 % для обрабатывающих производств;
  • "2" – указывают работодатели, применяющие пониженный тариф в размере 15 %.

Кроме того, в приложении также требуется заполнять:

  • строки 010-030 по графам 1, 2 - субъектам МСП в обрабатывающих отраслях;
  • строки 010-030 по графе 2 - остальным субъектам МСП.

2. Для подраздела 3.1.2 раздела 3 введены коды «ПВ» (для граждан РФ), «ВЖПВ» и «ВППВ» (для иностранцев), и они заменили прежние МС, ВЖМС, ВПМС. 

Также учтем, что по прежним правилам заполняется приложение № 5 "Коды тарифа плательщика страховых взносов". В нем, в частности, предусмотрено указание кодов:

Код в гр. 001 "Код тарифа плательщика"

Кто указывает

24

Компании МСП - в соответствии с законом РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по представлению продуктов питания и напитков, а среднесписочная численность работников - превышает 250 чел.

28

Получившие статус участника СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской области и на прилегающих территориях в соответствии с законом РФ от 24.06.2023 № 266-ФЗ

29

Централизованные религиозные организации (ЦРО) и религиозные компании, входящие в структуру ЦРО

30

Компании МСП, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности раздела ОКВЭД "Обрабатывающие производства" по перечню, утверждаемому Правительством РФ

Также появился новый код 32 - для субъектов МСП, применяющих льготу по страховому взносу на основании п. 13.3 ст. 427 НК РФ.

То есть коды для заполнения в подразделе 1 раздела 1 строки 001 "Код тарифа плательщика" для видов застрахованных лиц представлены в данном приложении 5 к Приказу. При этом если страхователь применял разные ставки, то должен заполнить этот лист для каждой из них.

В подразделе 1 формы РСВ также нужно выделять количество работников, выплаты в пользу которых не превысили и превысили предельную базу. В базе для исчисления взносов аналогично выделяется часть, которая не превысила базу, и часть, которая превышает ее.

Подраздел 2 заполняют страхователи, начисляющие пвзносы на ОПС по дополнительным ставкам (в соответствии со ст. 428 НК РФ). Подраздел 3 оформляют те, кто применяет тарифы взносов на дополнительное соцобеспечение работников угольной промышленности и членов летных экипажей (ст. 429 НК РФ).

Подраздел 4 заполняют при расчете сумм стравзносов на ОПС, на ВНиМ, на ОМС с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, указанных в п. 6.2 ст. 431 НК РФ. То есть этот подраздел заполняют плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу граждан, подлежащих в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам (отдельному виду) обязательного соцстрахования.

Приложение 1 заполняют предприятия радиоэлектронной (включенные в правительственный реестр) и IT-сферы. Приложение 2 формы РСВ в 2026 году оформляют некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области соцобслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи, архивы) и массового спорта (кроме профессионального).

Приложение 3 относится к российским фирмам, производящим и продающим анимационную аудиовизуальную продукцию.

Приложение 3.1 заполняют плательщики страхвзносов, указанные в п. 13.2 и 13.3 ст. 427 НК РФ и подпадающие под законные требования. То есть, в частности, это компании МСП, основным видом экономической деятельности которых является один из видов экономической деятельности раздела ОКВЭД "Обрабатывающие производства", по Перечню, утв. Правительством РФ. 

Приложение 4 нужно заполнять предприятиям, которые платят зарплату студентам (на очной форме обучения) за работу в студотрядах. В приложение 5 показывают сведения о физлицах, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены стравзносы в размере, установленном пп. 2 п. 6.2 ст. 431 НК РФ. Здесь имеются ввиду работники,  подлежащие в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам (-ду) обязательного соцстрахования.

В разделе 2 главы К(Ф)Х указывают свои коды ОКТМО, КБК, а также величину страхвзносов на ОПС и ОМС в соответствии со ст. 430, 432 НК РФ. В подраздел 1 потребуется внести сведения о главе К(Ф)Х и о каждом члене К(Ф)Х.

Статья по теме: Как в РСВ отразить пособия Подробнее

Раздел 3 отражает персональные данные о застрахованных работниках. В действующем бланке в подразд. 3.2.1 в строке 141 можно указывать сумму выплат работникам по ГПД.

Кроме того, в этом подразделе указывают коды в пункте "Код категории застрахованного лица". Например, действуют дополнительные коды:

  • НВ — если в отчетном (расчетном) периоде были физлица, в пользу которых выплаты и иные вознаграждения не начислялись;
  • ПО — если у компании МСП основным видом экономической деятельности является "Обрабатывающие производства" и этот вид деятельности входить в Перечень, утв. Правительством РФ;
  • ЦРО — если физические лица работают в централизованной религиозной организации (ЦРО) и религиозной организации, входящей в структуру ЦРО.

Также, применяются коды по иностранцам и лицам без гражданства. Важно выбрать правильный код из полного перечня (приложение № 7 к Порядку по приказу № ЕД-7-11/878@).

Раздел 4 также представлен в отчете РСВ. Его разработали для тех, кто платит взносы за прокуроров, сотрудников Следкома РФ, федеральных и мировых судей. В подразделе 1 показывают суммы страхвзносов, а в приложении 1 — сведения о сотрудниках, на чью зарплату взносы начислялись по отдельным ставкам.

РСВ 2026 бланк можно бесплатно скачать по ссылке ниже.

Скачать бланк РСВ 2026

Образец новой формы РСВ с отчетности за 1 квартал 2026 года подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу документа.

Скачать образец в «КонсультантПлюс» бесплатно

Когда сдавать РСВ в 2026 году

Расчет по страховым взносам нужно будет подавать в налоговую инспекцию. Расчет страхователи сдают по окончании квартала: до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, расчетным периодом (ст. 431 НК РФ). К примеру, срок сдачи РСВ в 2026 году за первый квартал: до 25.04.2026, за второй - до 25.07.2026, за третий - до 25.10.2026.

Если день сдачи РСВ выпадает на выходной, то его переносят на ближайший рабочий день.

Формат подачи расчета по-прежнему зависит от численности работников. Когда в компании работает 10 или меньше сотрудников, страхователь вправе сам решить, каким путем подать отчет: на бумаге или в электронном виде (ст. 431 НК РФ). Однако если у него трудится больше 10 человек, то ему разрешена отправка только в электронном виде — с подписью УКЭП по телекоммуникационным каналам связи.

Статья по теме: Штраф за РСВ 2026 - несвоевременная сдача Налоговый кодекс РФ регламентирует сроки представления «Расчета по страховым взносам» (РСВ). Их несоблюдение грозит страхователям санкциями. Расскажем, какой штраф за невовремя сданный РСВ может быть назначен налоговиками в 2026 году. Подробнее

Итоги

Страхователи предоставляют в налоговую обновленную форму РСВ с 1 квартала 2026 года. Каким стал отчет, когда и как его сдавать, рассказано выше в материале.

Бланк РСВ с отчетности за 1 квартал 2026 года
Проверено экспертом
Образец заполнения расчета по страховым взносам за I полугодие 2026 г.
Образец заполнения субъектом МСП расчета по страховым взносам за 1 полугодие 2026 г. при применении пониженного тарифа (по новой форме)
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Страховые взносы СФР
Оставить комментарий