Судебная практика по налоговым спорам за 2 квартал 2022 года

13.12.2022
0
Налоговая служба в письме от 24.10.2022 г. № 7-8-04/0005@ показала, как складывалась судебная практика по налоговым спорам в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ во втором квартале 2022 года.

Ниже рассмотрены некоторые Постановления и Определения из обзора правовых позиций, представленных ФНС.

Пункт обзора Документ Предмет спора Позиция суда
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.2022 № 26-П Проверка конституционности п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абзаца 2 п. 1 ст. 47 НК РФ Положения п. 5 ч.1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и абз.2 п. 1 ст. 47 НК РФ, которые допускают исполнение постановления налогового органа о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, а также пеней за счет иного имущества налогоплательщика - ИП путем удержания денежных средств из заработной платы гражданина, прекратившего деятельность ИП к моменту вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, не противоречат Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотрены гарантии судебной защиты и обеспечения базовых жизненных потребностей такого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 № 821-О Оспаривание налогоплательщиком конституционности п. 2 ст. 93.1 НК РФ, предусматривающего, в частности, что, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке располагающих документами (информацией) об этой сделке

В удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано. Суд в своих выводах сослался на письмо ФНС от 27.09.2017 г. № ЕД-4-2/12216@, которое указывает на несколько обстоятельств:

  • налоговый орган, требующий представить на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде все вопросы, возникающие в связи с указанными обстоятельствами;
  • при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности; не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля;
  • истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС и не приводит к повышению эффективности осуществления налогового контроля.

Из чего суд делает вывод о том, что предмет спора не содержит неопределенности и не может расцениваться как нарушение конституционных прав заявителя.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 № 500-О Оспаривание конституционности ст. 94 «Выемка документов и предметов» НК РФ Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку в силу норм НК РФ выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке. Данное регулирование подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст. 35 и 103 НК РФ).
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2022 № 1153-О Оспаривание конституционности ст. 137 «Право на обжалование» и п. 1 ст. 138 «Порядок обжалования» НК РФ, а также ч. 1 ст. 168 «Вопросы, разрешаемые при принятии решения» АПК РФ. В удовлетворении жалобы отказано. Оспариваемые статьи НК РФ предусматривают право участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также порядок такого обжалования. При этом ст. 9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относит, в частности, налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов. При этом суд отмечает, что такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, поскольку именно налогоплательщик вступает в налоговые правоотношения и взаимодействует с налоговыми органами по вопросам уплаты налогов, в том числе в рамках осуществления соответствующих контрольных мероприятий. Оспариваемые статьи не препятствуют бывшим руководителем налогоплательщика судебной защите своих прав. В отношении п. 1 ст. 168 АПК РФ, суд отметил, что предписания, регламентированные данной нормой, также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 № 1450-О Оспаривание п. 6 ст. 376 НК РФ, согласно которому налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов; положение данного пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года. В удовлетворении жалобы отказано. Оспариваемая норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью РФ и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, которым предоставляется право на уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не входит в полномочия КС РФ.

В материале «Топ-5 судебных споров о необоснованной налоговой выгоде» мы рассматривали знаковые споры по необоснованной налоговой выгоде.

Специализация: Все виды систем налогообложения, бухгалтерская отчетность

Эксперт в сфере бухгалтерского учета, финансов и налогообложения. Закончила Государственный университет управления по специальности «Налоги и налогообложение», с 2010 года - аттестованный консультант по налогам и сборам, член Союза «Палаты налоговых консультантов». Общий стаж профессиональной деятельности составляет более 16 лет в финансовых и налоговых департаментах крупных международных компаний.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Налоги и взносы
Оставить комментарий