История вопроса: на обед не отпустили, но платить отказались
Кочегар котельной жилищно-коммунального управления в Карелии обратился в суд за недополученной зарплатой: он вынужден был работать в свой обеденный перерыв, а начальство отказалось оплачивать это время.
И это несмотря на то, что отлучиться на обед работник не мог: он должен был следить за оборудованием, и заменить его было некому. То есть фактически он находился на непрерывном производстве, но поскольку таковое не установлено локальными актами работодателя, включать перерыв для отдыха и приема пищи в рабочее время руководство не стало.
Мужчина работал без обеда больше двух лет. За это время он недополучил приличную сумму – 52 300 рублей.
Суд первой инстанции: обеденное время оплате не подлежит
Суд первой инстанции работника не поддержал. Судья указал, что в организации не установлен режим непрерывного производство, тогда как обеденный перерыв, наоборот, предусмотрен. Следовательно, включению в рабочее время и оплате этот перерыв не подлежит.
Для справки: в силу ч. 3 ст. 108 ТК РФ перерыв для отдыха и приема пищи подлежит включению в рабочее время в случае, если условия производства (работы) не предусматривают для работника возможности покинуть рабочее место.
Перечень таких работ устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В рассматриваемой же ситуации ПВТР работодателя такого положения не содержали.
Апелляция и кассация: работу в обед придется оплатить
Правду сотрудник нашел в апелляции, которую впоследствии поддержал и суд кассационной инстанции. Обе тройки подчеркнули, что характер работы качегара действительно не предполагает возможности отлучиться с рабочего места для приема пищи: на смене он один и при этом обязан непрерывно контролировать работу котлов.
Таким образом, де-факто истец работал на непрерывном производстве. А значит, работодатель был обязан обеспечить ему возможность приема пищи без отрыва от работы и включить это время в рабочее и, следовательно, оплатить его.
В результате, работодателя обязали выплатить кочегару не только недополученную зарплату в размере 52 300 рублей, но и компенсацию за ее задержку – около 8 000 рублей.