После жалоб представителей бизнес-сектора на возросшую активность полиции по выявлению административных проступков по «надзорным» составам других ведомств Президент РФ поручил ограничить возможность полиции привлекать субъектов предпринимательства к административной ответственности за нарушение обязательных требований, если какие-то иные надзорные органы контролируют их соблюдение в рамках существующих видов муниципального и госконтроля (надзора).
В целях исполнения этого поручения российское правительство 09.11.2023 г. внесло в ГД РФ законопроект № 481609-8.
Отметим, что принципиальных ограничений полномочий МВД он не предусматривает, а просто исключает ряд составов из перечня правонарушений, по которым сотрудники полиции могут составлять протоколы об административных правноарушениях, а также несколько составов, по которым полиция пока может и рассмотреть дело, и наложить штраф.
Итак, полиция не может оштрафовать по статьям КоАП РФ:
- 8.22 (выпуск в эксплуатацию механических ТС с превышением нормативов - содержания выбрасываемых загрязняющих веществ, шумового уровня);
- 8.23 (эксплуатации перечисленных в ст. 8.22 ТС);
- 11.1 ч. 4 (нарушения - правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через ж/д пути, правил выпаса скота вблизи ж/д путей);
- 11.14 (нарушение правил перевозки опасных веществ, тяжеловесных, крупногабаритных грузов);
- 14.26 (нарушение правил обращения с ломом, отходами цветмета, чермета и их отчуждения).
По предложенному законопроекту, сотрудники полиции также не смогут возбудить дело об административном правонарушении, к примеру, по таким составам статей КоАП РФ, как:
- самовольное занятие земли, использование недр, водных объектов, объктов животного мира (7.1, 7.3 (ч. 2), 7.4, 7.6,, 7.11)
- нарушение требований закона об охране культурного наследия (7.13)
- незаконное предпринимательство (14.1 (ч. 3, 4),
- и ряду других в сфере предпринимательства.
При этом у полиции сохранятся правомочия составлять протоколы за неисполнение предписаний иных органов, в том числе Россельхознадзора, Ростехнадзора, госпожнадзора, ФАС (чч. 1, 7, 8, 11, 12 ст. 19.5 КоАП РФ).
Внесенный в ГД РФ правительственный проект закона отличается от ранее подготовленной в этих целях Минюстом России инициативы.