Соглашение о навигационных пломбах ЕАЭС – цели и сфера действия
В апреле 2023 года вступило в силу Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Оно составляет правовую основу для применения инноваций. И на сегодняшний день подготовка к реализации Соглашения уже подходит к концу.
Директор департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков дал свой комментарий относительно происходящего. По его словам, применение навигационных пломб на пространстве ЕАЭС даст возможность членам Союза использовать высокотехнологичные решения для отслеживания грузоперевозок. А доставка грузов станет бесшовной и прозрачной за счет единого информационного пространства.
Условия Соглашения распространяются на:
- грузоперевозки, проходящие по территории двух и более государств, являющихся членами ЕАЭС;
- грузоперевозки, которые стартовали за пределами таможенной территории Союза и которые планируется завершить на территории Союза или транзитом через ЕАЭС.
Этапы введения в действие Соглашения о навигационных пломбах
Для эффективности реализацию Соглашения разделили на этапы.
- в первую очередь будут применяться навигационные пломбы в отношении санкционных и отдельных видов подакцизных товаров (в числе которых: алкоголь, табак), перевозимых автомобильным или ж/д транспортом в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта и в рамках взаимной торговли
- затем навигационные пломбы станут обязательными для перевозчиков одежды, обуви, техники, перемещаемых между государствами – членами Союза в соответствии с правилами транзита автотранспортом
- в последнюю очередь, планируется ввести обязательное пломбирование для всех видов перевозок по правилам процедура таможенного транзита.
Кто будет контролировать работу навигационных пломб
Обязанность по отслеживанию перевозок ляжет на плечи уполномоченных национальных операторов пломбирования. В России таковым является Центр развития цифровых платформ. При этом, в рамках Соглашения будут задействованы одновременно пять информационных систем операторов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и РФ, интегрированных между собой.
Наравне с уполномоченными операторами будут существовать контрольно-надзорные органы государств – членов ЕАЭС, которым первые должны представлять информацию о движении транспорта и сохранности перевозимого груза. Для их эффективного и плодотворного сотрудничества участниками на этапе подготовки к реализации Соглашения проводились эксперименты по отслеживанию перевозок, где принимали участие Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Беларусь.
Генеральный директор ООО «Центр развития цифровых платформ» Артем Попов отметил, что уполномоченные операторы членов Союза провели колоссальную работу по интеграции национальных информационных систем по отслеживанию перевозок товаров. За счет этого одна навигационная пломба, навешенная на старте перевозки, может быть использована на всем пути следования грузового транспорта. Вместе с этим есть и преимущество для сотрудников контрольно-надзорных органов стран ЕАЭС – они будут обладать нужной информацией о каждой опломбированной перевозке через всю территорию стран Союза.
Практика применения навигационных пломб и системы отслеживания перевозок товаров уже есть в России. Здесь они используются с 2020 года в целях контроля за транзитными перевозками санкционных групп товаров.