Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

28.06.2022
0
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции (фирмы-организатора доставки товаров) имеет особенности. В отличие от стандартной гражданской ответственности за прямые убытки и упущенную выгоду, ответственность компании-экспедитора ограничена прямыми убытками. Кроме того, взыскать ущерб с экспедитора можно только при определенных условиях. Разбираемся, как и на какую сумму можно привлечь к ответственности транспортно-экспедиционную компанию.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции – статус и обязанности

Экспедитор в гражданском праве – лицо, которое организует доставку из одной точки в другую или любую другу услугу на транспорте. Отметим, что это понятие никак не связано с должностью работника «экспедитор». По договорам транспортной экспедиции экспедиторами работают чаще всего крупные компании. Они способны организовать несколько видов перевозки, сопутствующие услуги вроде погрузки, выгрузки и упаковки – все, чтобы заказчик перевозки получил или отправил груз в нужное место, не задумываясь о деталях.

Экспедитором по договору транспортной экспедиции может быть только предприниматель или юридическое лицо. Граждане, не имеющие статуса ИП, в том числе и самозанятые, не имеют права оказывать транспортно-экспедиционные услуги.

Экспедитор может иметь собственный транспорт и перевозить грузы силами штатных работников, пользоваться зафрахтованным транспортом или даже вообще не оказывать услуги по перевозке груза - только сопутствующие.

Например, договорами транспортной экспедиции оформляются

  • предоставление железнодорожных вагонов для перевозки грузов (это не связано напрямую с перевозкой, т.к. собственно перевозку заказывают на железной дороге, однако и договором аренды такую услугу не оформить, т.к. вагон нуждается в специальном обслуживании, но не является транспортом);
  • подача и уборка вагонов локомотивом железной дороги;
  • услуги по таможенному оформлению и сертификации груза;
  • и другие услуги, свзанные с перевозкой.

В некоторых случаях экспедитору нужна лицензия:

  • на услуги перевозки опасных грузов  железнодорожным, внутренним водным или морским транспортом,(пп. 20, 21, 24, 25 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ от 04.06.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»),
  • на погрузочные и разгрузочные услуги с опасными грузами на железнодорожном, внутреннем водном транспорте или в морских портах, то на выполнение таких услуг необходима лицензия (пп. 27, 28 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ от 04.06.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Экспедитор может выполнять услуги по договору не лично, а привлекая других предпринимателей или компании. Вне зависимости от того, кто фактически вез, загружал, разгружали или упаковывал груз, ответственность перед клиентом-заказчиком за качество услуги несет экспедитор. Однако полную ответственность за груз экспедитор несет лишь тогда, когда принял груз по экспедиторской расписке и по договору обязался его доставить в определенный пункт.

Обязанности и права экспедитора по договору транспортной экспедиции

В зависимости от условий договора транспортной экспедиции экспедитор имеет следующие основные обязанности:

  • Организовать перевозку груза. Маршрут перевозки может выбирать как клиент, так и экспедитор.
  • После приемки груза выдавать клиенту транспортную накладную и иные документы, подтверждающие факт передачи груза.
  • Заключать договоры перевозки грузов. При этом экспедитор может заключать такой договор от своего имени или от имени клиента — на основании выданной экспедитору доверенности. Во втором случае экспедитор должен передать клиенту оригинал договора.
  • Проверять достаточность, правильность заполнения и полноту документации, сопровождающей груз.
  • Проверять количество груза, его состояние в соответствии с сопровождающими документами.
  • Проверять состояние упаковки груза (ее достаточность и надежность) и соблюдение иных правил перевозки для отдельных видов грузов. Если клиент осуществляет упаковку самостоятельно, он также несет ответственность за состояние груза в процессе перевозки.
  • Осуществлять погрузку и выгрузку груза.
  • Организовать получение груза в промежуточных пунктах и в пункте конечного назначения, а также осуществлять или организовывать хранение груза в таких пунктах.
  • Если экспедитор осуществляет услуги по перемещению груза через границу страны, он может получать необходимые для этого документы, выполнять требуемые формальности на таможне, в том числе оплачивать таможенные пошлины, сборы и иные расходы, которые несет грузоотправитель.

Экспедитор вправе осуществлять следующие действия, если они предусмотрены договором транспортной экспедиции:

  • Страховать груз только от имени клиента и по его поручению. В этом случае клиент должен выдать доверенность экспедитору на заключение договоров страхования, а экспедитор обязан предоставить клиенту оригиналы заключенных договоров.
  • Отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и для защиты груза. Это право возникает у экспедитора в том случае, когда клиент дал неполные или неточные указания относительно перевозки груза или, если экспедитор не смог предварительно или в течение суток получить от клиента ответ на свой запрос. При этом экспедитор обязан уведомить клиента незамедлительно (в течение суток) о принятых мерах и отступлениях от инструкций клиента.
  • Запрашивать у клиента дополнительные сведения в отношении груза, если информация и указания клиента были неполными или неточными. Экспедитор вправе не приступать к выполнению тех обязанностей, которые зависят от запрошенных у клиента сведений, до момента их направления или потребовать от клиента возмещения убытков, которые возникнут у экспедитора в связи с отсутствием такой информации.
  • Удерживать груз клиента в точке получения до уплаты полного вознаграждения.

Конкретный перечень прав и обязанностей экспедитора, а также порядок их оплаты прописывается в договоре транспортной экспедиции.

Виды ответственности экспедитора и как определить вид ответственности на практике

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции может быть полной или ограниченной.

Полная ответственность предполагает обязанность возместить стоимость груза в размере объявленной ценности, выплату договорных неустоек, возмещение упущенной выгоды.

Ограниченная ответственность - ответственность за непосредственно оказанную транспортную услугу, ее объем установлен договором (например, неустойка), а если груз утрачен - то за фактический ущерб (т.е. стоимость реального ущерба) по правилам для ответственности перевозчиков.

Когда экспедитор обязан возместить стоимость груза (полная ответственность)

Полная ответственность экспедитора наступает на общих условиях, т. е. включает в себя возмещение реального ущерба клиента, уплату неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами (по ст. 395 ГК РФ).

Экспедитор несет полную ответственность за недостачу, повреждение или порчу груза при наличии одного из следующих условий:

  • экспедитор заключил договор перевозки от своего имени (т.е. принял груз от клиента и отдал его перевозчику, между экспедтором и перевозчиком заключен договор перевозки);
  • экспедитор перевозил самостоятельно, своими транспортными средствами;
  • экспедитор выписал транспортный документ (например, экспедиторскую расписку) или иным образом гарантировал сохранность груза в процессе доставки (например, принял ручательство за исполнение договора перевозки).

В отношении размеров ответственности экспедитора за утрату, повреждение, порчу или недостачу груза ст. 7 ФЗ № 87 также предусмотрены особенности:

1. Экспедитор возмещает клиенту реальный размер ущерба.

2. Ответственность экспедитора начинается с момента принятия груза и действует до момента выдачи груза получателю.

3. Если экспедитор сможет доказать, что утрата, недостача или повреждение груза произошли не по вине экспедитора (в силу обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить или устранить), ответственность не наступает.

4. Экспедитор несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение, порчу или недостачу груза. При этом груз или его часть считается утраченным, если он не был выдан получателю по истечении 30 дней с окончания срока доставки, установленного в договоре. Если же в договоре такой срок не установлен, то груз должен быть выдан в разумный срок, необходимый для доставки такого груза. Началом срока доставки считается день принятия груза экспедитором. Не считается утраченным груз, который был доставлен, но не выдан получателю, в связи с невыплатой экспедитору вознаграждения. Однако в этом случае экспедитор должен своевременно уведомить получателя о полном выполнении обязанностей, связанных с доставкой груза. Порядок уведомления должен соответствовать договору.

5. Повреждение или недостача груза устанавливается клиентом в момент получения груза. Груз считается неповрежденным и полученным в полном объеме, если получатель в момент приемки не указал на его повреждения или недостачу. Если же установить недостачу груза или его повреждение при получении невозможно, клиент должен уведомить экспедитора о выявленных повреждениях или недостаче не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня получения груза.

6. Размер ответственности экспедитора зависит от наличия или отсутствия объявленной ценности груза:

  • Если для груза клиентом установлена объявленная ценность — ответственность наступает в пределах полной такой ценности в случае полной утраты или порчи груза, или в части, пропорциональной утрате, порче, недостаче груза.
  • Если ценность груза при сдаче клиентом не заявлена — ответственность наступает в размере действительной стоимости груза или его части, установленной на основании соответствующих документов. Действительная стоимость груза может определяться на основании цены, указанной в договоре купли-продажи, счета, подтверждающего оплату груза, чеков, квитанций и т.п. Если такие документы отсутствуют, действительная стоимость определяется по средней цене на аналогичный товар в месте выдачи груза. При этом такая стоимость определяется по состоянию на день добровольной выплаты или на день принятия судебного решения, если экспедитор отказался от добровольной выплаты убытков клиенту.

 7. Ответственность за повреждение или порчу груза с объявленной ценностью устанавливается в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность груза. Если восстановить груз невозможно — в размере полной объявленной ценности.

8. Ответственность за повреждение или порчу груза без объявленной ценности устанавливается в размере суммы, на которую понизилась действительная ценность груза. Если восстановить груз невозможно — в размере полной действительной ценности. Действительная стоимость также определяется на основании квитанций и т.п.

9. Реальный ущерб клиента возмещается экспедитором и при случайной утрате, не зависящей от экспедитора (например, в связи с ДТП, кражей).

10. Экспедитор также может нести ответственность в виде возврата уплаченного клиентом вознаграждения в размере, пропорциональном стоимости груза, который был утерян (полностью или частично) или поврежден по вине экспедитора. Однако такой вид ответственности применяется только в случае, если он предусмотрен договором транспортной экспедиции. Если в договоре данный вид ответственности отсутствует, клиент не вправе требовать возврата вознаграждения, даже при обращении в суд.

11. Экспедитор обязан выплатить клиенту упущенную выгоду (неполученные доходы), связанную с недостачей, повреждением или утратой груза только если груз утрачен или пострадал по ивне экспедитора. Это на практике означает, что когда клиент подал иск о взыскании упущенной выгоды, экспедитор вправе возразить против него и предоставить доказательства, что не виноват в утрате или повреждении груза (например, груз утрачен вследствие природного катаклизма, в котором пострадал транспорт экспедитора)

12. В том случае, когда экспедитор отказывается от исполнения заключенного договора, он несет дополнительную ответственность: помимо возмещения убытков клиента, экспедитор обязан выплатить ему штраф в размере 10 % от затрат, понесенных клиентом. Под затратами понимаются все убытки и расходы клиента, возникшие в связи с отказом экспедитора от исполнения договора (например, оплата услуг хранения груза, затраты на погрузку-выгрузку груза и т.п.).

Узнать больше о возмещении упущенной выгоды экспедитором клиенту можно в системе КонсультантПлюс. Если вы не используете онлайн версию системы, зайдите в нее по нашей ссылке - она позволяет оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Ограниченная ответственность экспедитора

Если же экспедитор выполняет только отдельные услуги, не связанные непосредственно с сохранностью груза во время перевозки, то ответственность за утрату, порчу или недостачу груза он не несет.

Ограниченная ответственность применима, если экспедитор сможет доказать, что нарушение его обязательств связаны с ненадлежащим исполнением со стороны перевозчика. В этих случаях пределы ответственности экспедитора ограничиваются теми правилами, которые предусмотрены для перевозчика, нарушившего договор перевозки с экспедитором (в размере стоимости груза, фактической или объявленной).

Ограничение ответственности выражается в том, что клиенту выплачивается только фактически причиненный ущерб, а также неустойки и штрафы в размерах, установленных транспортным законодательством. Таким образом, экспедитор не должен будет возмещать упущенную выгоду клиента или проценты по ст. 395 ГК РФ.

Также экспедитор может нести регрессную ответственность: в тех случаях, когда клиент будет выступать в качестве ответчика перед перевозчиком по вине экспедитора или в связи с нарушением им своих обязанностей.

Ответственность экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

Отдельно следует сказать об ответственности экспедитора за нарушение сроков по договору транспортной экспедиции.

Она установлена в повышенном размере, если клиентом является любое физическое лицо, которое отправляет груз для своих личных, семейных, домашних нужд, т.е. для любых целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Размер неустойки в этом случае составляет 3 процента от суммы вознаграждения экспедитора, за каждые сутки или час просрочки (зависит от того, как прописан срок в договоре). При этом максимальный размер неустойки не может превышать 80% от суммы вознаграждения экспедитора. Также экспедитор обязан возместить клиенту убытки, которые будут связаны с нарушением выполнения срока обязательств по договору.

Экспедитор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что просрочка произошла по причине обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Размер неустойки за нарушение сроков, выплачиваемой клиенту-предпринимателю, юридическому лицу устанавливается в договоре транспортной экспедиции и может отличаться от вышеприведенных размеров.

Заключая договор транспортной экспедиции, клиент и экспедитор могут указать в нем более высокий размер ответственности, чем это предусмотрено в ФЗ № 87 или в международных договорах РФ. Однако уменьшить такой размер или совсем его убрать со стороны экспедитора нельзя. Такие условия будут ничтожными и неприменимыми.

Освобождение экспедитора от ответственности

Основания для освобождения экспедитора от ответственности при использовании автомобильного транспорта содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Верховный суд отмечает: в экспедиционном договоре предусмотрена обязанность экспедитора проверять правильность и полноту таможенных, санитарных, карантинных и иных документов, то ответственность за отсутствие у перевозчика таких документов и его убытки, возникшие в связи с отсутствием, неполнотой или недостоверностью таких документов, ложится на экспедитора. Экспедитор может быть освобожден от такого вида ответственности только в том случае, если обязанность по предоставлению и проверке сопровождающих груз документов относится к обязанностям грузоотправителя.

Соответственно, если отправка груза требует оформления таможенных или иных документов, в договоре транспортной экспедиции должно быть оговорено, кто несет обязанность по оформлению таких документов.

Если к обязанностям экспедитора относится подготовка груза к перевозке (упаковка и обеспечение сохранности груза таким образом, чтобы не повредить транспортное средство или контейнер в процессе перевозки) и в том случае, когда экспедитор, принимая упакованный груз от клиента, не сделает отметку о ненадлежащей упаковке, ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, возникшие ввиду таких обстоятельств, несет экспедитор. Однако если такая обязанность относилась к обязанностям грузоперевозчика или в момент принятия груза были явно видны или известны недостатки упаковки, а перевозчик не сделал об этом отметку в сопровождающих документах, то ответственность несет перевозчик. Доказать факт ненадлежащей упаковки, по причине которой произошла утеря, повреждение или недостача груза, должен также перевозчик.

По общему правилу экспедитор не несет ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие непреодолимой силы (природные катаклизмы, масштабные забастовки и т. п.) или вследствие естественной убыли груза (усушка, усадка и т. п.), но в пределах нормы.

Ограничение ответственности экспедитора при международных перевозках

По правилам международных перевозок (Конвенция КДПГ/CMR) экспедитор может быть освобожден от ответственности за повреждения, утрату, недостачу груза, а также за нарушение сроков доставки, если они произошли:

  • По вине клиента, не сообщившего обязательную информацию об особенных свойствах груза или условиях его перевозки (например, хрупкий груз, необходимость определенного температурного режима при перевозке, огнеопасность груза и т. д.). Если клиент не сообщит экспедитору о таких особенностях груза или о необходимости принятия специальных мер предосторожности в процессе перевозки, то обязанность доказать осведомленность экспедитора об этих фактах ложится на отправителя груза. При этом опасные грузы (в отношении которых клиентом не указан точный характер опасности и необходимые меры предосторожности, которые нужно принять в процессе перевозки) могут быть выгружены, обезврежены или уничтожены перевозчиком в любой момент без всякого возмещения. В этом случае вся ответственность, в том числе за расходы и ущерб, которые были вызваны перевозкой такого груза, ложится на клиента.
  • Вследствие инструкций клиента, которые он установил в качестве обязательных.
  • Из-за дефекта, свойственного грузу, о котором экспедитор не был уведомлен.
  • В силу обстоятельств, на которые экспедитор не мог повлиять или избегнуть и последствия которых не мог предотвратить.
  • В связи с отсутствием или дефектами упаковки, если для груза необходим специальный вид упаковки или без упаковки груз может испортиться или повредиться.
  • По причинам, возникшим в процессе обработки, погрузки, выгрузки, укладки груза, которые осуществлялись не экспедитором, а самостоятельно клиентом или иными лицами, которым клиент поручил такие действия.
  • Если клиент специально согласовал перевозку груза в открытых безтентовых транспортных средствах. Однако, если недостача груза при таком способе перевозки превысит норму допустимой или будет утрачено одно грузовое место и более, экспедитор несет ответственность по общим правилам.
  • В связи с естественными свойствами груза (коррозия, бой, самопроизвольное гниение, усушка, усадка и т. п.). Если же перевозка груза производится транспортом, который специально оборудован для предохранения груза от холода, тепла, температурных изменений, влажности и т. п., экспедитор не может быть освобожден от ответственности, если только не докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза — правильно выбрал оборудование, которое использовалось и содержалось необходимым способом; принял все необходимые меры с учетом обстоятельств перевозки или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
  • Неудовлетворительность или недостаточность маркировки или нумерации грузовых мест, за которые отвечает клиент (например, не указано, что груз хрупкий или не маркирована сторона укладки груза).
  • Перевозка живых животных. Данное основание может быть использовано экспедитором только в том случае, если он докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
Специализация: Гражданское , трудовое, административное право, договорная работа, представительство в гражданских и арбитражных судах.

В 2005 г. окончила Московскую государственную юридическую академию им. О.Е. Кутафина, специальность-юриспруденция. 

Юрист с  15-летним опытом работы  в различных отраслях гражданского права, составление договоров различной сложности, кадровое делопроизводство, судебное представительство, трудовые споры, административное судопроизводство.

Имеется опыт работы в области интеллектуального права: оформление  свидетельств на товарный знак, составление договоров.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Перевозка и другие транспортные услуги
Оставить комментарий