Верховный Суд РФ определением от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 оставил в силе решение нижестоящей кассации, поддержавшей суд первой инстанции, который встал на сторону ФНС по иску о взыскании недоимок с фирмы при затянувшейся налоговой проверке.
ФНС проверила декларацию по НДС фирмы за 2017 год и оформило акт по ней в мае 2018 года. В ноябре вынесла решение о доначислении по акту НДС, штрафа и пеней, в феврале 2019 года направила фирме требование об уплате недоимки в месячный срок.
Фирма платить отказалась, налоговики обратили взыскание на ее имущество. ФСПП в июле 2019 года отменила меры принудительного исполнения обязанности, принятые ФНС в отношении общества, и налоговое ведомство решило в августе 2019 года в судебном порядке инициировать взыскание недоимки.
Первая инстанция удовлетворила требование налоговиков, но апелляция возразила, указав, что пропущен срок принятия решения о взыскании, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ. В свою очередь, кассация решила, что данная статья Кодекса разрешает в данном случае ФНС принять решение о недоимке в течение полугода после направления требования об уплате в марте 2019 года. Таким образом, у ФНС было время до сентября, в то время как взыскание было инициировано в августе 2019 года.
Примечательно, что отсылка налогоплательщика к имевшему место, как следует из материалов дела, нарушению длительности проведения налоговой проверки, была оценена ВС РФ, как не имеющая юридического значения для оценки правомерности действий ФНС на стадии взыскания задолженности.
Не должно происходить смешения, таким образом, сроков, относящихся к разным административным процедурам – производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах и исполнения решения, принятого по результатам соответствующего производства. Суд отметил, что, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер, как субъективный, так и объективный.
Таким образом, на практике затянувшаяся проверка не отменяет права ФНС на внесудебное взыскание, но вместе с тем, как указал суд, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.