Для чего нужна учетная политика?
Что такое учетная политика
Статья по теме: Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2025 год Законодательство РФ по некоторым аспектам учета предусматривает несколько вариантов отражения фактов хозяйственной жизни. Они закрепляются в специальном локальном акте компании. Как составить учетную политику для целей бухучета, читайте в статье. ПодробнееВо-первых, учетная политика - локальный документ, самостоятельно разрабатываемый с учетом специфики деятельности. Во-вторых, назначение этого документа заключается в объединении избранных (разработанных) способов, правил налогового, бухгалтерского учета. Выбирать, разрабатывать способы и закреплять их в политике приходится, когда:
- Тем либо иным федеральным стандартом не установлен способ ведения бухучета, поэтому нужно разрабатывать собственный способ.
- Конкретный федеральный стандарт допускает несколько способов ведения бухучета и нужно выбрать из них один, подходящий для своей деятельности.
- Налоговый кодекс (ст. 11) предусматривает применение нескольких методов учета в деятельности, поэтому нужно выбрать из них один. Например, в соответствии с гл. 25 НК доходы, расходы при расчете налога на прибыль признают, используя метод начисления либо кассовый, следовательно, выбрав подходящий вариант, нужно закрепить его в политике.
С 2025 года в НК будут внесены изменения в части налога на прибыль. Какие именно, узнайте в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Можно условно назвать такой документ единым стандартом, руководством по учету хозяйственной деятельности. Документ на самом деле имеет огромное значение:
- способствует грамотному ведению учета, облегчая процесс;
- предупреждает многие ошибки, приводящие к убыткам;
- делает аналитику более прозрачной и т. д.
Составление, утверждение, использование учетной политики регламентируется на законодательном уровне. Поэтому, чтобы детально разобраться, для чего нужна учетная политика, рекомендуем ознакомиться с ФЗ № 402 в послед. ред. от 12.12.2023, ПБУ 1/2008, исходить из НК. При его подготовке, помимо данных нормативно-правовых актов, следует также руководствоваться действующими федеральными, отраслевыми стандартами.
Можно ли ее не формировать
Формировать и использовать ее обязаны все юрлица - по большей части именно для них и предназначен этот документ. Микропредприятия и некоммерческие структуры, которые используют упрощенные варианты бухучета (формируют упрощенную отчетность), могут отобразить в ней простую систему бухучета.
ИП формируют только налоговую часть политики, что обусловлено их статусом. Но если ИП занимается ведением бухучета, то и он должен формировать бухгалтерскую часть учетной политики.
Учетную политику в первый раз формируют при госрегистрации в ИФНС и начинают применять со дня создания предприятия. Все эти и иные нормы, касающиеся ее, прописаны в обозначенных выше нормативно-правовых актах, в частности ч. II ПБУ 1/2008, ст. 8 ФЗ № 402. Когда меняются законодательные нормы, требования, условия деятельности, способы учета, устаревшую версию актуализируют. Правила актуализации (изменения, дополнения) также обозначены данными актами.
Что отображать: содержание документа и особенности его формирования
Итак, как бухгалтерскую, так и налоговую часть учетной политики формируют применительно к действующим законодательным нормам. При выборе, указании сведений придерживаются полноты отображения, их актуальности, исключают неточности, противоречия, несоответствия. Сформированный документ должен быть направлен на рациональный учет с упором на экономическую составляющую, условия хозяйствования.
Статья по теме: Внесение изменений в учетную политику В каждой организации должна быть своя учетная политика, составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными законодательством РФ правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать, рассказано ниже в статье. ПодробнееОсновной состав сведений бухгалтерской части
- Свой план счетов (рабочий);
- формы первичной документации, которые будут использоваться;
- порядок инвентаризации;
- как оценивать активы, обязательства;
- правила, особенности документооборота, обработки учетных данных;
- проч. решения по бухучету.
Пример содержания налоговой части
- Кто, как (на бумаге, посредством ПО) ведет учет.
- Применяемый налоговый режим.
- По налогу на прибыль:
- как, каким методом, признавать расходы, доходы;
- порядок исчисления авансов;
- порядок формирования стоимости НЗП как минимум на два налоговых периода;
- какие резервы организация будет формировать (на ремонт ОС, по сомнительным долгам, иное);
- как распределять доходы при продолжительном производственном цикле (превышающем 1 налоговый период);
- метод начисления амортизации ОС, НМА;
- способ списания стоимости товаров, МПЗ на расходы.
- По НДС (методика раздельного учета, правило 5 %, льготы, кто правомочен подписывать счета, проч.).
Последствия при отсутствии учетной политики либо неотображении в ней нужных сведений
Следует понимать, что это важный прежде всего для самого составителя документ. Если, к примеру, в нем не отобразить значимые операции, может получиться и так, что ИФНС при проверке применит иной способ расчета. Тогда появятся нарушения учета, последуют налоговые доначисления со штрафами.
Между тем за отсутствие учетной политики могут оштрафовать по ст. 126 НК, ст. 15.6 КоАП. То есть за то, что налогоплательщик не сообщил (не предоставил) сведения для целей налогового контроля. Следует также помнить, что проверяющие из ИФНС могут ее запросить.
Статья по теме: Нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС У организаций при сдаче отчетности часто возникает вопрос: нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС, и если да, то в каких случаях это необходимо делать ? Налоговым кодексом РФ, законом РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, различными ФСБУ и ПБУ такого требования не предусмотрено. Рассмотрим, зачем нужна учетная политика и нужно ли ее сдавать в инспекцию ФНС. Подробнее