Восстановление бухгалтерского и налогового учета чрезвычайная, но далеко не редкая ситуация, с которой приходится сталкиваться предпринимателям на практике.
В каких случаях необходимо восстановление бухучета?
Поводом к проведению аудита для восстановления учетных данных могут стать:
- физическая утрата или порча первичных учетных документов на бумажных и/или электронных носителях, наступившая вследствие форс-мажорных обстоятельств — пожара, наводнения, кражи и т.п.;
- отсутствие по каким-либо причинам своевременного и систематического бухгалтерского учета в течение длительного, либо какого-то конкретного периода времени;
- обнаружение в данных первичных документов ошибок, недопустимых или неподтвержденных исправлений, недостоверной информации, несоответствие итогов по документальному учету фактическим данным;
- некомпетентность или заведомые действия лица, ответственного за ведение бухучета, которые привели к нарушениям в системе учета и искажению фактических данных.
Следует понимать, что это обобщающий перечень причин, которые могут стать основанием для мероприятий по восстановлению учетных данных — в каждом случае повод для проведения этой процедуры рассматривается руководителем предприятия или собственником, исходя из конкретных обстоятельств.
Цели и задачи
Целью проведения мероприятий по восстановлению учетных данных, в зависимости от формы и сферы деятельности компании может являться:
- восстановление, либо создание новой и полноценной структуры бухучета, с возможностью ее использования в будущих периодах;
- получение заключения аудиторов с положительным результатом по тем участкам и периодам, по которым проводилось восстановление бухучета;
- предотвращение наложения арестных санкций на банковские счета компании;
- успешная сдача налоговой декларации по отчетному периоду.
Сроки, отводимые на восстановление бухгалтерского учета
Законодательно, конкретные сроки, в течение которых должная быть проведена процедура восстановления бухучета, не установлены, и рассматриваются индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из:
- вида восстановления;
- объема работы и документальной базы, подлежащей восстановлению;
- периода, за который восстанавливается учет.
Однако налоговые органы рекомендуют проводить восстановление налогового учета и бухгалтерии в предельно сжатые сроки. Это объясняется необходимостью предоставления достоверной отчетности контролирующим органам, поскольку согласно нормам закона, включение в отчетные документы ложных сведений, равно как и уклонение от предоставления данных сведений и уплаты налогов, влечет за собой административную, а при уклонении от уплаты в крупном размере — уголовную ответственность в виде штрафных санкций, принудительных работ, либо лишения свободы и права занимать определенные должности.
Виды восстановления бухучета
В зависимости от степени утраты данных, восстановление бухучета разделяется на три вида:
- локальное — проводится в случае восстановление конкретного направления учета;
- частичное — проводится в случае, если восстановлению подлежат определенные (чаще — взаимосвязанные) участки учета, к примеру, учет ТМЦ, расчеты с поставщиками и покупателями, банковские операции;
- полное — проводится в случае, если необходимо комплексное восстановление учета — анализ и обработка первичной документации, корректировка данных по всем участкам бухучета, а также восстановление баланса.
Мероприятия по восстановлению бухучета
Восстановление документальной учетной базы проводится поэтапно:
- аудит и оценка объема работ — на данном этапе проводится полномасштабный анализ учетной базы на предмет достоверности и наличия учетных документов, определяются цели и задачи мероприятий по восстановлению бухучета.
- планирование работ — составляется план мероприятий с указанием сроков проведения и лиц, ответственных за их выполнение;
- проведение работ — этап, на котором непосредственно проводится восстановление документальной базы (сбор и обработка первичных документов учета), восстановление преемственности учетных периодов, а также соответствия учетных данных фактическим, сверки с контрагентами для подтверждения восстановленных и итоговых данных;
- завершение аудита — этап формирования отчетности в налоговую по итогам восстановленного учета (формирование регистров, заполнение декларации), заполнение корректировочных деклараций, разработка предложений и рекомендаций по оптимизации и дальнейшему ведению учета.
Кто может проводить восстановление бухгалтерского и налогового учета?
Право выбора лица, которому может быть доверено восстановление системы учета, законодательство оставляет за собственником, который для выполнения этих мероприятий может привлечь:
- работника из собственного штата (ранее работавшего или вновь приглашенного);
- частное лицо;
- специализированную аудиторскую компанию.
Поскольку причины, приведшие к необходимости проведения этой процедуры, были допущены именно штатными работниками, их привлечение для восстановительного аудита спорно. Технически восстановление системы учета более сложная процедура, нежели его осуществление в штатном режиме, и требует профессионального подхода для ее решения. Учитывая это, для выполнения этой задачи и получения достоверных результатов целесообразно привлечь профессиональных аудиторов — в идеале заключить договор с аудиторской компанией.
В чем преимущества сотрудничества именно с компанией? Они очевидны:
- в специализированных компаниях работают аудиторы с глубоким знанием теории бухучета по всем счетам и направлениям, и опытом работы, что гарантирует качественное проведение процедуры восстановления документов;
- компании имеют развернутый штат, что дает возможность привлечения к мероприятиям одновременно нескольких аудиторов, и сократить, таким образом, сроки проведения процедуры;
- все работы аудиторская компания проводит на основании договора о сотрудничестве.
Это гарантирует предпринимателю:
- соблюдение сроков
- высокое качество аудита и соответствие учетных результатов фактическим;
- возможность получить достоверный отчет по восстановлению бухгалтерского учета, образец которого является приложением к основному договору и может быть дополнен заказчиком необходимыми для конкретного вида восстановления позициями;
- получение профессиональных рекомендаций по организации и ведению бухучета после его полного или частичного восстановления.
Затраты на эти работы могут различаться в зависимости от того, кто будет проводить мероприятия. Труд штатного работника не повлечет за собой увеличения затрат, поскольку его время оплачивается согласно должностному окладу. Цена на восстановление бухгалтерского и налогового учета привлеченным аудитором формируется в зависимости от нескольких факторов — объема восстанавливаемой документации, количества сегментов учета и корректировок счетов, необходимости формирования баланса и налоговой отчетности.