Внеплановая проверка прокуратуры

vneplanovaya_proverka_prokuratury.jpg

Похожие публикации
Надзорные ведомства нередко назначают внеплановые проверки по требованию прокурора. Оно направляется в государственный орган, который уполномочен осуществлять контроль в определенном виде деятельности. Однако в отношении нарушителя может проводиться и внеплановая прокурорская проверка. Причин для ее назначения – множество, так как прокуратура наделена широкими полномочиями. В отличие от других контролирующих органов, она надзирает, как соблюдается законодательство в целом, а не его отдельные нормы и правила.
Чем регулируются внеплановые проверки прокуратуры на 2019 год
Большинство надзорных проверок назначаются и проводятся в соответствии с законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 – о защите юрлиц и предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий. Если ведомство утверждает собственный регламент их проведения, он не должен противоречить положениям данного правового акта. Но следует учесть, что прокурорские проверки (плановые и внеплановые) под действие закона № 294-ФЗ не попадают (п. 3 ст.1 закона № 294-ФЗ). Он применяется лишь в случае, когда требование прокурора о проведении внеплановой проверки исполняется государственным или муниципальным органом, уполномоченным контролировать определенный вид деятельности.
Основным документом, регламентирующим внеплановые прокурорские проверки, является закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 (последняя ред. от 26.07.2019). В частности, он определяет:
-
что проверяет данный орган (что входит в сферу надзора прокуратуры);
-
каковы его полномочия;
-
порядок и сроки проведения надзорных мероприятий.
Типовая форма решения о назначении внеплановой прокурорской проверки утверждена Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № 172 от 17.03.2017 (Приложение 1). В документе обязательно указываются цель проверки, основание, предмет и срок ее проведения. В Приложении 2 к данному приказу приводится форма решения о расширении предмета контрольных мероприятий, где необходимо изложить, чем оно было мотивировано.
Внеплановая проверка прокуратуры: основания
Согласно закону «О прокуратуре», данный орган вправе осуществлять надзор в следующих областях (п. 2 ст.1 закона № 2202-1):
-
за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
-
за соблюдением прав и свобод российских граждан;
-
за выполнением законодательства судебными приставами, дознавательными, следственными и оперативно-розыскными органами;
-
за соблюдением законодательства органами исполнения наказания и принудительного содержания под стражей.
Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения может начаться, если в надзорное ведомство поступил «сигнал» о нарушениях, допущенных в данных сферах. Как правило, им является письменное обращение граждан, которые заявляют о нарушении своих прав определенным должностным лицом, организацией или предпринимателем. Либо указывают факты нарушения российского законодательства при осуществлении деятельности юридическим лицом или другим субъектом. Однако поводом к назначению внеплановой прокурорской проверки может стать и информация, появившаяся в средствах массовой информации, указание вышестоящей прокуратуры, или сведения о нарушениях, поступившие из иного государственного органа.
В органы прокуратуры гражданин или другое лицо вправе сообщить о любых фактах нарушения закона, которые ему известны, даже если они не касаются его лично. Если без проведения внеплановой проверки полученные сведения невозможно опровергнуть или подтвердить, она будет назначена.
Читайте также: Как написать обращение в прокуратуру: образец
Внеплановая проверка прокуратуры: особенности проведения
Решение о назначении внеплановых мероприятий принимает либо сам прокурор, либо его заместитель. До их начала проверяемое лицо информируют о грядущей проверке – это можно сделать и в день проведения надзорных мероприятий. Срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней (ст. 21 закона № 2202-1).
Порядок организации прокурорских проверок, осуществляемых с целью проконтролировать, не были ли нарушены российские законы или права гражданина, установлен Приказом Генпрокуратуры РФ № 195 от 07.12.2007. Данный документ носит не только нормативный, но и декларативный характер, так как его отдельные положения указывают, к чему нужно стремиться органам прокуратуры при проведении проверок (п.14 Приказа № 195).
Внеплановые надзорные мероприятия должны исключать истребование лишних документов и сведений, если их можно затребовать непосредственно при выездной проверке. Анализируя законность деятельности предпринимателя или организации, нельзя выходить за пределы предмета проверки.
Прокурорские проверки, в том числе, внеплановые, следует осуществлять гласно, предоставляя средствам массовой информации интересующие их сведения. Осуществляя надзорные функции, прокуроры не должны вовлекаться в коммерческие споры между хозяйствующими субъектами.
Читайте также: Онлайн-обращение в прокуратуру
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.