Тайм-чартер: что это такое?

14.12.2020
0
Команда СП

Тайм-чартер - это договор аренды морского судна, одна из его разновидностей. Английское словосочетание time charter на русский язык можно перевести как «временное фрахтование» корабля. К подобной сделке прибегают для осуществления грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, проведения научных экспедиций, организации увеселительных мероприятий для туристов и других целей торгового мореплавания.

Тайм-чартер судов: особенности договора

Договор временного фрахтования морского судна заключается с учетом требований Кодекса торгового мореплавания РФ (ст. 198-210 КТМ РФ). Это основной правовой документ, регулирующий отношения между судовладельцем и фрахтователем (арендатором) корабля.

Тайм-чартер судна означает, что оно отдается в аренду вместе экипажем. Владелец корабля обязуется передать его на определенный срок за плату, обусловленную заключенным договором (ст.198 КТМ РФ) Он же обязан укомплектовать судно профессиональной командой.

Кроме размера платы (ставка фрахта), в подписанном сторонами соглашении обязательно указывается (ст. 200 КТМ РФ):

  • наименования участников договора – собственника корабля и арендатора;
  • название судна;
  • цель аренды судна;
  • район, где оно будет плавать;
  • технические, эксплуатационные характеристики корабля (грузовместимость, скорость перемещения и т.п.);
  • место и время передачи/возврата судна;
  • срок действия договора.

Тайм-чартер международное частное право использует несколько столетий, наиболее развит этот институт в такой мощной морской державе, как Великобритания. Развивать его пришлось, чтобы минимизировать риски временной передачи судна недобросовестным фрахтователям. Не имея возможности приобрести собственный корабль, они брали его в аренду за посильную плату, после чего похищали судно. Для защиты от подобных действий в договор тайм-чартера включается пункт, касающийся особой подчиненности членов судовой команды.

Согласно ст. 206 Кодекса торгового мореплавания РФ, экипаж корабля, включая капитана, остаются в подчинении судовладельца на весь период действия договора. Тайм-чартер судов оставляет за судовладельцем право распоряжаться управлением судна. В частности, он решает вопросы судовождения, формирования экипажа, установления правил внутреннего распорядка. Члены судовой команды обязаны выполнять только те распоряжения фрахтователя, которые касаются коммерческого использования корабля. Например, он может изменить норму добычи рыбы, но не вправе заставить экипаж ловить ее в местах, угрожающих безопасности судна (без согласования с судовладельцем).

Стоимость аренды судна в тайм-чартере, ставки тайм-чартера стороны договора определяют самостоятельно. В соответствии с п. 1 ст. 208 КТМ РФ, арендатор судна, получивший его в неисправном состоянии, не платит фрахт за время, в течение которого он не мог его использовать. Также в этом случае он не несет расходы на починку корабля – они всецело ложатся на судовладельца.

Другое дело, когда неисправность судна произошла по вине фрахтователя. Тогда поломка ликвидируется за его счет. По истечении договора тайм-чартера, арендатор обязан вернуть собственнику корабль в исправном состоянии, с учетом нормального износа.

Доходы, полученные фрахтователем в процессе использования арендованного судна, являются его собственностью. Исключением является доход от спасания – если он получен после того, как заключен тайм-чартер, КТМ РФ предписывает распределить их между фрахтователем и судовладельцем в равных долях, но за вычетом из общей суммы расходов на спасание (ст.204, 210 КТМ РФ).

Тайм-чартер морских судов: права и обязанности сторон

Кодекс торгового мореплавания наделяет судовладельца и фрахтователя определенным комплексом полномочий и взаимных обязательств.

Права и обязанности собственника корабля

Судовладелец вправе рассчитывать на своевременное получение фрахта (арендной платы) в объеме, установленном договором. Кроме того, он должен получить судно обратно в оговоренный срок и в исправном состоянии.

Собственник корабля отвечает за оснащение судна, за профессионализм и укомплектование экипажа. Он обязан застраховать судно, нести расходы на оплату труда членов команды. Он передает корабль в состоянии, пригодном для его использования в целях арендатора, а затем поддерживает его техническую «форму» за свой счет (если только поломки не происходят по вине фрахтователя).

Права и обязанности фрахтователя

Арендатор имеет право беспрепятственно использовать за плату судно в целях, обусловленных договором с судовладельцем. Он должен получить судно от собственника в исправном виде, и его основная обязанность – в таком же виде возвратить корабль судовладельцу.

Читайте также: Бербоут-чартер – что это?

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий