Рейтинг деловой репутации

04.07.2022
0
Единый реестр деловой репутации планировала создать Федеральная антимонопольная служба. Его главной задачей должно было стать обобщение информации о частных компаниях, участвующих в государственных и некоторых иных закупках. Действительно, такой рейтинг помог бы отсеять добросовестные организации от ненадежных. Однако единый общероссийский реестр (рейтинг) деловой репутации так и не был создан. Рассказываем о ситуации подробнее.

Зачем нужен реестр деловой репутации

Статья по теме: Деловая репутация юридического лица Деловая репутация юридического лица напрямую влияет на его конкурентоспособность, на отношение клиентов к нему и к производимой им продукции. Разберем, что такое деловая репутация юрлица, как ее оценить и можно ли защитить. Подробнее

На данный момент государство и аффилированные с ним частные компании в целях обеспечения своей деятельности осуществляют закупки товаров и заказывают услуги у других участников рынка. Эти мероприятия проводится на основании двух нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Применяется к госзакупкам. То есть таким закупкам, которые совершает напрямую государство – например, власти субъекта РФ или какие-либо ведомства.
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Регулирует закупки, которые совершают аффилированные с государством компании. Например, акционерные общества, где 50% или более активов принадлежат Российской Федерации.

Ст. 5 ФЗ № 44-ФЗ и ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ устанавливают принцип конкуренции. На практике это означает, что государство или госкомпания выбирает лучшего участника конкурса, который предлагает оптимальные условия сотрудничества.

Но как это сделать, если о большей часть участвующих в тендере организаций мало что известно? Придется искать и изучать много сторонней информации, если отсутствует единый рейтинг деловой репутации – отзывы о компании, судебные процессы с ее участием, наличие исполнительных производств в ФССП и многое другое. Если же единый реестр организаций есть, достаточно просто заглянуть в него и составить общее представление о претенденте на госконтракт.

Проблема создания рейтинга

Бланк по теме: Отзыв о деловой репутации контрагента Посмотреть Скачать

Инициатива создать единый реестр сведений деловой репутации была выдвинута ФАС в 2020 году. Ведомство заявляло, что он будет использоваться в первую очередь для госзакупок, но также к нему получат доступ другие участники рынка. В рейтинге планировалось отражать следующую информацию:

  • количество исполненных компанией контрактов;
  • стоимость услуг, работ;
  • факты недобросовестного поведения;
  • качество работы организации.

Последний параметр предлагалось считать путем сопоставления суммы штрафов по контрактам с суммой, на которую были добросовестно исполнены обязательства компании.

Читайте подробнее о законопроекте ФАС относительно РДР в системе КонсультантПлюс.

Положения о рейтинге планировалось внести непосредственно в нормативные акты, регулирующие закупки – ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 223-ФЗ. Однако это так и не было сделано – из финальной версии поправок в законы исключили положения, которые предусматривали РДР (реестр деловой репутации).

Перспективы введения реестра

Несмотря на исключение положений об РДР из поправок, ФАС не отказался от его введения. Но на данный момент ведомство не так активно продвигает инициативу. Если она и будет проведена в жизнь, то не ранее 2023 года. А скорее всего, даже позже.

Индекс деловой репутации участника закупки в 2022 году

В силу отсутствия общероссийской системы оценки репутации компании собственные рейтинги ведут компании. Их можно разделить на две большие группы:

  • рейтинги госкомпаний;
  • рейтинги независимых экспертных организаций.

Разберем каждую.

Рейтинги Госкомпаний

Ряд государственных компаний выработал собственный индекс деловой репутации для оценки надежности поставщиков. Это документ для внутреннего пользования, который позволяет отсеять недобросовестных участников тендера на госзакупки. В частности, подобный внутренний рейтинг существует в Росатоме.

Проблемы

Проблема такого подхода в том, что соответствующую информацию может использовать только одна компания. Другим она недоступна. А даже если и становится доступна, то может возникнуть трудность, связанная с различными критериями оценки претендентов на выполнение госконтракта, которые не позволяют быть максимально объективным.

Частные рейтинги

Индекс деловой репутации участника закупки сейчас формируется рядом независимых экспертных организаций. Из-за отсутствия общефедерального рейтинга ими нередко пользуются субъекты РФ, муниципалитеты и государственные компании.

Одна из таких систем оценки – соответствие федеральной системе деловой репутации (ФССП). Этот один из крупнейших рейтингов в России, который ведет ООО «Единый информационный центр». В нем учитывается много параметров, среди которых:

  • место регистрации (в РФ или за ее пределами);
  • наличие у компании административных и налоговых правонарушений;
  • факт процедуры банкротства, ликвидации;
  • наличие недоимки по налогам и задолженности по исполнительному документу;
  • наличие судимости у предпринимателя или должностного лица организации.

Все это позволяет довольно точно определить добросовестность компании.

По результатам оценки юрлица держатель реестра выдает сертификат деловой репутации. Образец соответствия федеральной системе деловой репутации (ФССП) для ознакомления можно скачать у нас на сайте.

Это не единственная система. Еще один крупный федеральный агрегатор информации – рейтинг деловой репутации СДС РДР. Его ведет ООО «Консалт-Констракшн».

Хотя эти системы используют информацию из открытых источников, которую может найти любой, по отзывам реестры деловой репутации помогают быстро дать оценку претенденту на госзакупки без долгих поисков нужных данных в разных местах.

Проблемы частных рейтингов деловой репутации

ФАС и арбитражные суды не признают правомерной победу в тендере, решение по которому было принято на основе оценки информации из реестра (рейтинга) деловой репутации.

Например, согласно решению ФАС от 10.01.2020 по делу № 077/07/00-15998/2019, один из таких рейтингов предъявляет слишком жесткие требования к компаниям, а это нарушает честную конкуренцию. Аналогичную позицию содержит ряд решений арбитражных судов различных субъектов РФ.

В силу этого использование реестров, которые ведут независимые организации, довольно спорно. С одной стороны, они помогают дать объективную оценку надежности участника тендера. С другой, такая оценка может быть признана неправомерной и предвзятой.

Вывод

На данный момент единый реестр деловой репутации для госзакупок в РФ отсутствует. Некоторые госкомпании ведут свои реестры, но они предназначены лишь для внутреннего пользования. Есть независимые рейтинги, но сделанную на их основе оценку компании можно обжаловать, и часто такие жалобы удовлетворяют. Единый реестр может быть введен не ранее 2023 года.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Экономика и бизнес
Оставить комментарий