Постановление 505 и другие нормативные акты о мусоре (ТКО)
Регулирование деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая вопросы коммерческого учета твердых коммунальных отходов, осуществляется:
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.6 – ст. 24.13 Закона № 89-ФЗ).
- До 1 сентября 2024 года Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505). С 1 сентября - Постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
- Нормативными актами, в том числе ведомственными, регулирующими обращение с коммунальными отходами. Это, например, Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…», Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…» и т.п.
Как работает механизм обращения с ТКО
В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО осуществляет региональный оператор. Это юридическое лицо, обязанное обеспечить деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) на территории определенной зоны в пределах субъекта РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого они находятся (раньше можно было выбирать, с кем заключать договоры).
Собственники ТКО – это:
- собственники помещений в многоквартирных домах (МКД);
- собственники частных домовладений;
- юрлица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. То есть, он не вправе отказать в заключении договора собственнику отходов, если эти отходы образуются в зоне его деятельности.
Что касается потребителей, то для них действует следующее правило: незаключение или уклонение от заключения договора с регоператором не освобождает от обязанности платить за услугу по обращению с ТКО. Но, есть исключение: юрлица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только, если у них есть объект размещения отходов в границах земельного участка, на территории которого образуются отходы, или на смежном земельном участке.
Типовой договор на вывоз отходов (ТКО)
Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В договоре, помимо прочего, стороны должны определить порядок учета объёма и (или) массы ТКО в целях осуществления расчётов для оплаты услуг, оказанных региональным оператором.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов
На данный момент коммерческий учёт объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
Способ коммерческого учета оговаривается в договоре на вывоз ТКО. Отметим, что ФАС России полагает: навязывание регоператором потребителю заведомо невыгодного для потребителя способа коммерческого учета является нарушением антимонопольного законодательства. Подробнее читайте в Письме ФАС России от 11.08.2021 № ВК/67016/21 в системе КонсультантПлюс. Система позволяет воспользоваться бесплатно демонстрационной версией в течение 2-х дней (подключение к демонстрационной версии по ссылке).
Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам
Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юрлиц, ИП и аналогичные по составу тем, которые образуются в жилых помещениях (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
То есть, это пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), растения, пришедшая в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы (за исключением ртутьсодержащих ламп) и т.п.
Какие отходы необходимо регистрировать
Согласно п. 2 Правил № 505 коммерческому учёту подлежит объем и (или) масса:
- Твердых коммунальных отходов в местах их накопления (это касается сортированных и не сортированных ТКО, а также крупногабаритных отходов).
- ТКО, которые собираются и транспортируются операторами по обращению с ТКО.
- Отходов, которые поступают на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, и транспортируются с таких объектов.
Способы коммерческого учета твердых коммунальных отходов
Перечень способов коммерческого учета, содержащийся в Правилах № 505 (п. 5), является закрытым (исчерпывающим). Учет ТКО осуществляется исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
- массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Первые два способа относятся к расчетным (подп. «а» п. 5 Правил № 505).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила № 505 устанавливают применимость каждого способа к различным участникам, осуществляющим накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Обратите внимание! Два первых способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (п. 6). Третий способ применяют при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (п. 9).
Все три способа применяются при осуществлении расчетов с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО (п. 7).
Коммерческий учет ТКО при раздельном накоплении отходов
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов их учет осуществляется в соответствии с абз. 3 подп. «а» п. 5 Правил (по количеству и объему контейнеров) (п. 8 Правил № 505).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).
При этом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным актом субъекта РФ видам отходов и складирования сортированных отходов в отдельных контейнерах.
Правила коммерческого учета ТКО в жилых помещениях
Положения коммерческого учета ТКО в отношении собственников и пользователей жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…».
Согласно п. 148(30) Правил № 354 коммерческий учет ТКО в жилых помещениях (жилой дом, квартира, комната) осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В случае, если введено раздельное накопление сортированных ТКО, то учет можно вести расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
То есть, для потребителей в жилых помещениях наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета «по факту» (исходя из количества и объема контейнеров).
Расчет размера оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, производится по формулам, указанным в Постановлении № 354.
Особенности учета ТКО для нежилых помещений МКД
Пунктом 148(38) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии на основании нормативов накопления ТКО (формула 9(5) приложения № 2 к указанным Правилам).
Однако, владельцы нежилых помещений в МКД при наличии собственного контейнера, установленного на площадке накопления ТКО вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в договоре, размер платы за данную услугу в нежилом помещении в МКД определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из объема вывезенных контейнеров.
Что такое нормативы накопления ТКО
Норматив накопления ТКО – это среднее количество отходов, образующихся в единицу времени (за год).
Нормативы используются для формирования тарифов и расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО. Также норматив накопления ТКО позволяет определить, сколько мусорных контейнеров можно и нужно установить, например, во дворе МКД.
Данный показатель формируется на основании проведения замеров в соответствии с Правилами определения нормативов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…». Документ регулирует процессы сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых ТКО с учётом их сезонности.
Для замеров используются контейнеры, бункеры, мешки для мусора и другие емкости, а полученные результаты суммируют по дням недели в течение семи дней. Замеры проводятся зимой, весной, летом и осенью. Массу ТКО определяют взвешиванием заполненных контейнеров за вычетом массы пустого контейнера, при этом запрещено утрамбовывать и уплотнять мусор. В составе ТКО учитывают отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, но отходы объектов разных категорий не смешивают. Из полученного результата складывается норматив, который выражается в количественных показателях массы и объема отходов на 1 расчетную единицу.
Нормативы различаются в зависимости от:
- территорий субъекта РФ: региональные и муниципальные;
- категорий потребителей: для физических и юридических лиц;
- категорий объектов, на которых образуются отходы.
Норматив накопления ТКО утверждает орган субъекта РФ, который наделен соответствующими полномочиями (чаще это региональное министерство строительства и ЖКХ или областной департамент ЖКХ, департамент природопользования и т.п.). Чтобы узнать норматив в конкретном населенном пункте, необходимо изучить региональное законодательство, а в некоторых случаях и местное.
Например, нормативы накопления ТКО в Санкт-Петербурге установлены распоряжением Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт‑Петербурга».
Нормативы накопления ТКО на территории Москвы утверждены распоряжением ДЖКХ Москвы от 29.09.2021 № 01-01-14-194/21.
В Московской области действуют нормативы, утвержденные Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.09.2021 № 431-РВ.
Способы учета ТКО для СНТ
Садоводческие, огороднические и дачные объединения, как собственники ТКО, наряду с иными юрлицами обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Для СНТ коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из (п. 6 Правил № 505):
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема
или
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов.
При этом выбор конкретного способа коммерческого учёта ТКО определяется конкретными фактическими обстоятельствами, в частности, используемым СНТ способом складирования ТКО.
СНТ заключает договор по нормативу в случае отсутствия собственной контейнерной площадки, при этом начисления производятся круглогодично.
Заключить договор по объему СНТ может в случае наличия собственной контейнерной площадки, с установленными на ней контейнерами (технические характеристики которого согласованы с Региональным оператором).
Контейнерная площадка должна быть организована в соответствии СНиП 30-02-97 (Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) и внесена в муниципальный реестр мест накопления ТКО (в рамках Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра»). Внесение в реестр производится путем подачи соответствующей заявки оператору реестра.
Правила коммерческого учета для владельцев объектов по обращению с ТКО
Согласно Правилам коммерческого учета объема ТКО № 505, владельцы объектов по обращению с ТКО ведут учёт отходов исходя из их массы, которая определяется с использованием средств измерения.
Если объект не оборудован средствами измерения или данные средства являются неисправными, то коммерческий учёт массы ТКО производится исходя из средней плотности и объёма ТКО.
Средняя плотность и объем ТКО определяются исходя из момента обнаружения неисправности средства измерения.
Если с момента установления факта неисправности (отсутствия) средства измерения прошло не более 30 дней, то плотность и объем ТКО определяются согласно вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Если с момента установления неисправности (отсутствия) средства измерения прошло больше 30 дней, то объем ТКО рассчитывается исходя из уменьшенной вдвое вместимости кузова транспортного средства с учётом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Средство измерения считается неисправным (п. 12 Правил № 505), если:
- оно не отображает результаты измерения;
- есть признаки несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
- есть следы нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесённых на средство измерения;
- есть механические повреждения средства измерения;
- допустимая погрешность показаний средства измерения, превышает установленную в технической документации;
- истёк межповерочный интервал поверки средства измерения.
Допуск средства измерения отходов к эксплуатации
Средства измерения, установленные на объекте, допускаются к эксплуатации комиссией. Комиссию формирует владелец объекта. В ее состав должны входить:
- представитель владельца объекта;
- представитель регионального оператора;
- представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.
При проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации комиссия проверяет:
- соответствие заводских номеров номерам, указанным в паспорте средства измерения (формуляре);
- соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации;
- наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения);
- работоспособность средства измерения и телеметрических устройств (при наличии).
В случае успешного прохождения проверки комиссия составляет и подписывает акт о допуске средства измерения к эксплуатации.
С даты подписания акта средство измерения считается пригодным для определения массы ТКО в целях коммерческого учёта ТКО. Средство, не прошедшее проверку, к эксплуатации не допускается.
Журнал учета ТКО
Журнал учета движения отходов обязаны вести все юрлица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы на предприятии (ст. 19 Закона № 89-ФЗ).
Журнал учета ТБО – это документ, который отображает движение отходов на предприятии, а именно факт образования и передачи отходов на переработку, обезвреживание или захоронение на полигоне.
Обратите внимание! В настоящее время термин ТБО (твердые бытовые отходы) не используется. Вместо него с 2015 года применяется термин твердые коммунальные отходы (ТКО).
Учитывать нужно отходы I-V классов опасности - то есть все, включая бумагу, пищевые остатки, натуральный текстиль и другие органические отходы.
Порядок ведения журнала и рекомендуемые образцы таблиц утверждены Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Этот порядок будет действовать до 1 января 2027 года.
Журнал учета образования и вывоза ТКО включает в себя следующую информацию:
- количество и состав образовавшихся отходов;
- количество отходов, полученных от других лиц;
- количество переданных другим лицам отходов;
- контрагенты, их лицензии и договоры о приеме или передаче отходов;
- обращение с отходами: хранение, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение.
Это внутренний документ. Вести его можно как на бумаге, так и в электронном виде. В течении 5 лет журнал должен храниться на предприятии, после чего может быть утилизирован (п. 16 Порядка № 1028).
Годовой итоговый журнал следует подготовить до 25 января следующего года (п. 11 Порядка № 1028). Сдавать журнал, составленный по итогам года, нужно в Росприроднадзор. Но он подается не как самостоятельный отчет, а как приложение к декларации по НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) - до 10 марта года, следующего за отчетным (п. 3 Порядка, утв. приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043). Если компания не отчитывается по НВОС, то журнал сдавать не надо.
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами влечет наложение административного штрафа (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ):
- на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - от 40 000 до 60 000 руб.;
- на юрлиц - от 200 000 до 350 000 руб.
Федеральная государственная система учета ТКО
В России в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами, создана федеральная государственная информационная система учета ТКО (ФГИС «УТКО») (п. 1 ст. 13.5 закона № 89-ФЗ).
Оператором системы является российский экологический оператор. ФГИС «УТКО» введена в эксплуатацию 1 декабря 2023 года. Порядок ее функционирования установлен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 № 913 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов».
Данная система будет содержать следующую информацию:
- об источниках образования твердых коммунальных отходов (предоставляется региональными операторами);
- о местах накопления ТКО, в том числе об осуществлении раздельного накопления отходов;
- об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов на территориях субъектов РФ;
- о схеме потоков ТКО;
- о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО;
- о тарифах в сфере обращения с ТКО;
- о нормативах накопления отходов;
- об измерениях количества ТКО;
- данные других измерительных (контрольных) систем.
Размещать информацию в ФГИС «УТКО» должны:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- региональные операторы;
- юрлица, ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
Юридические лица, осуществляющие только образование твердых коммунальных отходов, информацию во ФГИС «УТКО» не предоставляют, поскольку в данной системе содержится информация исключительно об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и о средствах измерения массы отходов.
Состав, сроки и периодичность размещения информации в государственной информационной системе учета ТКО установлены Приказом Минприроды России от 26.12.2022 № 919.
ФГИС состоит из открытой и закрытой частей (п. 16 Постановления Правительства № 913). В свободном доступе размещена та часть ФГИС УТКО, которая касается объектов ТКО. Внутренняя информация доступна для участников системы, к которым относятся органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, региональные операторы по обращению с ТКО, юрлица и ИП в сфере ТКО. Они проходят авторизацию через Госуслуги.
За нарушение порядка и сроков предоставления информации в систему учета твердых коммунальных отходов для виновных установлена административную ответственность - штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 14 ст. 8.2 КоАП РФ).
Что меняется в системе коммерческого учета ТКО
Итак, в настоящий момент коммерческий учет ТКО осуществляется по 505 Правилам. Данный порядок будет действовать до 1 сентября 2024 года.
С 1 сентября 2024 года вступает в действие Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Данный документ серьезных изменений не вносит, в основном он конкретизирует положения действующего Постановления.
Сравнение способов коммерческого учета ТКО в двух документах.
Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (п. 5) |
Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 (п. 6) |
Коммерческий учёт ТКО осуществляется: 1. Расчётным путём исходя из:
2. Исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения. |
Коммерческий учёт ТКО осуществляется: 1. Расчётным путём исходя из:
2. Исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения. |
В новом постановлении также уточняется порядок выбора конкретного способа учета ТКО для расчета платы за услугу по обращению с ТКО для отдельных категорий потребителей.
Причем, следует отметить, что право выбора условий для расчёта оставлено за органами государственной власти субъектов РФ (п.7 Постановления № 671).
Для случаев, когда коммерческий учёт ТКО ведётся с использованием средств измерения и такое устройство неисправно или вышло из строя, новым документом предусмотрена формула:
Мтко = (Vк ×р)/2
Vк - вместимость кузова транспортного средства, определённая в соответствии с технической документацией на транспортное средство (м3);
р - средняя плотность ТКО.
Обратите внимание! Регламент распространится на новые договоренности между сторонами. В случае отсутствия новых контрактов продолжат действовать старые правила.
***
Таким образом, продолжается совершенствование законодательства в области обращения с отходами, что, несомненно, окажет влияние на экологическую обстановку и повышение эффективности расчетов в данной области.