С 26 июня 2020 года в России действует закон, которым введена новая маркировка виноградных вин (закон о виноградарстве и виноделии в РФ № 468-ФЗ от 27.12.2019). В розничных магазинах, торгующих этим алкогольным напитком, на отдельных полках должны выставляться высококачественные российские вина, а также продукция, не являющаяся вином. Потребителей наглядно проинформируют, что именно им предстоит купить. Закон направлен на очищение рынка от винных суррогатов, на развитие отечественного виноделия и виноградарства.
Закон о виноградарстве и виноделии 2020: общее содержание
Вышеупомянутый федеральный закон № 468-ФЗ является комплексным нормативным актом, которым регулируется не только особая маркировка винных напитков, произведенных в России. В частности, он устанавливает:
- терминологию в области российского виноделия (например, поясняет, что считается вином, что относится к вину России, какая винодельческая продукция является недоброкачественной, а какая – вторичной, и т.д.) – ст.3;
- запрещенные и разрешенные технологические способы производства вина – ст.23, 24;
- сырье и материалы, которые разрешается использовать в виноделии – ст.25;
- требования к коллекционным винам – ст. 27;
- формы государственного и общественного контроля за исполнением данного закона – ст. 43, 45.
ФЗ 468 - закон о виноградарстве и виноделии распространяется на правоотношения, возникшие после его вступления в силу, то есть не раньше 26.06.2020 (п.5 ст.49 закона № 468-ФЗ).
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз винодельческой продукции, если она является недоброкачественной, фальсифицированной или контрафактной. Такие напитки (субстанции) подлежат изъятию и уничтожению (ст.47). Порядок проведения данных процедур разработает Правительство РФ.
Дополнительная маркировка вин: требования к производителям и торговцам
Новой маркировке вин посвящены несколько статей закона о виноградарстве и виноделии № 468-ФЗ:
- ст.26 – об информации, которая должна указываться этикетках вин, и на полках, где они продаются
- ст.32 – об особенностях маркировки и продажи отечественных вин с защищенным наименованием, а также вин, произведенных из винограда, выращенного только внутри страны.
В указанных статьях закон о виноградарстве и виноделии налагает дополнительные требования к маркировке бутылок с вином и магазинным полкам, на которые их выставят. Покупателей винодельческой продукции они должны информировать о сорте, годе урожая и месте происхождения используемого винограда и иных характеристиках напитка.
Новшества для производителей
Виноделы указывают сведения об использованном для приготовления напитка винограде на этикетках емкостей с вином. Место и год сбора плодов указывается крупно – шрифтом не меньше 14 пунктов. Если алкогольный напиток изготавливался не путем брожения винограда, а другим способом, его нельзя называть ни вином, ни другим производным от него словом («винцо», «винококтейль» и пр.). При невыполнении данного требования произведенная продукция считается фальсификатом.
Закон о вине и виноградарстве ввел и другие новшества для производителей вин, касающиеся маркировки:
- Если количество этилового спирта не превышает 22%, на этикетке размещается надпись: «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ» (ее размер – не меньше 1/5 площади этикетки или контрэтикетки).
- Наименование «Российское шампанское» разрешается размещать на игристом вине, если оно сделано из винограда, выращенного в РФ, и переработанного методом вторичной ферментации.
- Производители, выпускающие вино с защищенным наименованием места происхождения плодов или защищенным географическим указанием, вправе указать эту информацию на этикетке (например, «Кубань, Таманский полуостров»).
Напомним, что требования к вину с ЗНМП (защищенным наименованием места происхождения) винограда более строгие. Подобная маркировка сообщает, что плоды были собраны в конкретном месте, которое славится определенным сортом ягод. Вино с ЗГУ (защищенным географическим указанием) означает, что виноград был собран в разных местах в пределах винодельческой зоны – Дагестана, Крыма, Ставрополья и т.д.
Напомним, с 2019 года для производителей утверждена форма декларации об объеме собранного винограда. Образец ее заполнения вы найдете в нашей статье.
Новшества для магазинов
Если маркировка вина коснулась его производителей, то для продавцов этого напитка ввели требования по «маркировке» магазинных полок. Задача торговых точек – правильно сориентировать покупателя в предлагаемой алкогольной продукции.
Виноградосодержащие напитки, в которых доля этилового спирта составляет менее 22%, следует расставлять на отдельных полках, на которых размещается информационная надпись, сходная с надписью на этикетке: «ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».
Отдельно в розничных магазинах выделяется выкладка вина, в том числе, крепленого и игристого, на 100% произведенного из отечественного винограда (выращенного на территории Российской Федерации), а также российских вин защищенного наименования. Размещенная рядом с ними информационная надпись должна идентифицировать эти товары как «ВИНО РОССИИ».
В законе не говорится о «маркировке» торговых полок с вином зарубежного производства. Но, вероятно, для удобства покупателей винные отделы разделят на три зоны: натуральное «Вино россии», «Продукция, не являющаяся вином» (винные напитки) и «Импортное вино».