Непрофильные активы предприятия — это имущество, не соответствующее профилю организации и используемое в деятельности, не связанной с основным производством. Разберемся, что они представляют собой, и какие проблемы или выгоды получает фирма, владея подобными активами.
Непрофильные активы организации: понятие
Изначально подобным термином именовали не участвовавшее в основном производстве имущество, в частности, объекты инфраструктуры – жилищный фонд, детские сады, больницы, профилактории, базы отдыха и пр. Позднее этот перечень стали пополнять активы, не относящиеся, по усмотрению руководства, к производству напрямую, к примеру, обслуживающие производства, или же активы, экономическая польза от которых не ожидается. Непрофильные активы компаний (НА) могут образовываться и в связи с изменением стратегии, например, при закрытии какого-либо направления бизнеса, имущество, используемое в этой деятельности ранее, также становится непрофильным.
Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 № 894-р (ред. от 29.07.2020) утверждены Методические указания по выявлению/отчуждению непрофильных активов в компаниях с госучастием, превышающим 50%, которые определяют само понятие этих активов и критерии их отнесения к непрофильным, а приказ Росимущества № 526 от 30.12.2014 определил критерии, по которым идентифицируют непрофильные активы в федеральных учреждениях и казенных предприятиях.
Непрофильные активы (НА) - это ресурсы, которые:
- не соответствуют целям создания компании;
- не используются в полной мере;
- используются не для достижения означенных в уставе фирмы целей, либо без соблюдения законодательно установленных технических требований;
- наличествуют в собственности предприятия в излишнем количестве.
Непрофильными могут выступать любые активы – недвижимость, транспорт, спецтехника, оборудование, товары народного потребления. Выделение такого имущества в отдельную категорию дает возможность предприятию проанализировать состояние фирмы, наметить пути приостановления роста издержек на содержание НА.
Реестр непрофильных активов
Для обеспечения собственников компании и других заинтересованных лиц достоверной информацией о наличии бездействующего имущества и возможных вариантах минимизации издержек по его содержанию формируют реестр непрофильных активов, включающий основные сведения – балансовую стоимость, предполагаемое действие, по отношению к каждому объекту, другую информацию, с помощью которой принимается решение о дальнейшей судьбе НА и разработке оптимального способа работы с ними.
Подобные реестры формируют и публикуют на своих сайтах все крупнейшие компании и группы компаний, привлекая таким образом потенциальных приобретателей и арендаторов. Проблема непрофильных активов задела и компании с государственным участием в них. Учитывая, что государство является крупнейшим акционером на отечественном рынке, а доля компаний, где оно владеет существенной долей акций, весьма высока, можно отмечать тенденцию вычленения непрофильных активов РФ для их последующей продажи или реструктуризации. К примеру, все филиалы ОАО «РЖД» передали большую часть объектов здравоохранения, образования и социального назначения на балансы тех регионов, в которых эти объекты располагаются.
Что делать с непрофильными активами
В большинстве случаев от непрофильных активов предприятия стараются избавиться, реализуя его, либо передавая другим структурам. Стратегия избавления от НА, как правило, наиболее верная для имущества, не имеющего ценности для компании, но обладающего спросом на рынке. Например, непрофильные активы лизинговых компаний можно довольно быстро и выгодно реализовать, прибегнув к аукционам, периодически устраиваемым на различных онлайн-площадках.
Не всегда стоит спешить с продажей НА. Иногда более приемлемым считается перепрофилирование активов для управления ими. Удобными вариантами в разных ситуациях могут стать:
- Сдача в аренду. Актуальное решение для активов, продажа или ликвидация которых убыточна для основной деятельности, но способных приносить рентные доходы. Непрофильные активы (недвижимость и другие группы имущества) сегодня активно предлагаются собственниками в качестве объекта лизинга – финансовой аренды, когда имущество передается третьему лицу в пользование на определенный срок, в течение которого это лицо выплачивает стоимость имущества вместе с лизинговым вознаграждением, а по истечении срока и выплаты всех сумм становится собственником арендуемого объекта. В сравнении с реализацией аренда активов проигрывает в оперативности поступления дохода, однако предполагает получение стабильных доходов на протяжении долгого периода времени и, соответственно, освобождает предприятие от дальнейших затрат по содержанию объекта.
- Внесение в УК или передача в управление. Оптимально для имущества, эффективное использование которого невозможно из-за отсутствия компетенций.
- Применение в основной деятельности после модернизации объекта.
- Утилизация - если спрос на объект отсутствует, а затраты на его эксплуатацию/ консервацию превышают ликвидационные расходы.
Каждое предприятие, имеющее на балансе непрофильные активы, самостоятельно решает, как в дальнейшем будет использовать такое имущество. Выбирая наиболее оптимальный способ управления НА необходимо тщательно исследовать их рентабельность, финансовые показатели и риски, сопровождающие ликвидацию, продажу или другие операции с НА. При этом следует соблюдать установленный порядок.
К примеру, непрофильные активы АО с госучастием, устанавливаются и отчуждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Распоряжением Правительства от № 894-р, по разработанному порядку. Вначале проводится анализ использования активов в основной деятельности (согласно критериям, приведенным в приложениях к Методрекомендациям), затем разрабатывается программа отчуждения НА, при этом каждая единица учета, признанная непрофильной, включается в реестр НА, составляется план реализации. Все эти документы утверждает совет директоров, он же принимает решение о реализации или реструктуризации, опираясь на грамотное финансовое обоснование действий по отношению к каждому объекту НА.