Можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД

19.03.2024
При регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обязательно указываются виды деятельности по ОКВЭД, которые планируется осуществлять в дальнейшем. На практике нередки ситуации, когда предприятие в процессе работы приходит к необходимости начать новый вид деятельности, и в этой связи возникает вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД? Этот вопрос характерен и при разовой операции, и при полном переходе на новое направление работы.

Обязателен ли ОКВЭД

Подобрать код ОКВЭД по виду деятельности

Однозначный ответ на данный вопрос дает п. 5 ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором указана обязанность юрлица и ИП в 3-хдневный срок уведомить налоговые органы об изменении видов деятельности. Отметим, что закон не конкретизирует, изменяется ли при этом основной вид, или появляется дополнительный, поэтому любое изменение в кодах ОКВЭД должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в ЕГРЮЛ. Следовательно, ответ на вопрос, можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД, однозначный – осуществление деятельности, код которой не включен в сведения об организации или предпринимателе в госреестр, не допускается действующим законодательством.

Полный актуальный список ОКВЭД вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Читайте также: Смена кодов ОКВЭД: пошаговая инструкция

В то же время не запрещается указывать при регистрации несколько видов деятельности и фактически не осуществлять их. Но следует учитывать, что некоторые ОКВЭД предусматривают применение только общей системы налогообложения или требуют для их осуществления получение лицензий.

Ответственность за осуществление деятельности без ОКВЭД

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности, не включенной в ЕГРЮЛ, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • по ч. 3 – при нарушении сроков уведомления, т.е. когда оно подано позже, чем через три дня. За данное нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф для должностного лица или ИП в размере 5000 рублей;

  • по ч. 4 – если уведомление о новом ОКВЭД не было подано вовсе. Штраф за такое нарушение составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Практика привлечения к административной ответственности за осуществление не указанного в ЕГРЮЛ вида деятельности показывает, что при выявлении нескольких незарегистрированных видов протокол по каждому из них составляется отдельно, т.е. штраф назначается за каждый не указанный вид деятельности. Но наказание возможно только в том случае, если такая деятельность велась более двух месяцев и налоговики смогли доказать этот факт (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, налоговая служба может отказать в возмещении НДС по неучтенному виду бизнеса, а также обязать предоставить отчетность, которая соответствует данной деятельности. В данном случае суды занимают сторону налогоплательщика, поскольку присвоение организации конкретного кода ОКВЭД не лишает ее права на осуществление других видов деятельности, а налоговая выгода, полученная при их ведении, соответствует критерию обоснованной (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу № А49-1563/2011). 

Помимо ФНС, претензии по незарегистрированному ОКВЭД могут возникнуть у Фонда социального страхования, т.к. от вида основной деятельности зависит тариф взносов на «травматизм». Поэтому его изменение не может пройти без соответствующего оповещения соцстраха. Штраф за такое нарушение не предусмотрен, но расчет страховых взносов ФСС будет вестись в повышенном размере, если по зарегистрированному в госреестре коду ОКВЭД предусмотрен более высокий тариф по взносам, чем по реально осуществляемому, но не включенному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП виду деятельности.

Иные последствия

Негативные последствия могут возникнуть и в отношениях с контрагентами. Большинство крупных компаний не будет заключать договор, если не обнаружит соответствующий ОКВЭД в выписке из госреестра потенциального партнера по бизнесу. Актуально это и для участников государственных закупок, где заказчик в ряде случаев может отклонить заявку участника без необходимого вида деятельности.

Политика многих банков также предусматривает анализ сведений в ЕГРЮЛ клиентов и фактически осуществляемой ими деятельности. Нередко поступление средств за товары и услуги, не предусмотренные ОКВЭД компании или предпринимателя, могут привести к требованиям предоставить пояснения по сделке, либо к блокировке операций.

Таким образом, ответ на вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД – будет отрицательным. Исключение - разовая операция, прибыль от которой значительно не отличается от обычных оборотов по счету. Во всех остальных случаях до начала нового направления работы необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотреть все комментарии (6) или написать свой:
Комментарии:
17.01.2023 16:51
Разъяснения ФНС говорят об обратном(письмо ФНС России от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@). Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юрлица (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. № ЕД-19-2/263@, письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № ГД-3-14/6063@).
Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст), присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.

Следовательно, как поясняет налоговая служба, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды.
Ответить
20.01.2023 12:37
К сожалению из приведенных Вами писем ФНС нельзя сделать однозначный вывод о том, что в ОКВЭД можно не вносить сведения об осуществляемых видах деятельности. Так, например, в письме Минфина России от 22.11.2017 N 03-04-06/77155 обозначена иная позиция. 
Ответить
20.01.2023 13:23
Странно, но представители судов могут сделать однозначный вывод. Например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2016 по делу № А48-2602/14 говорится:
"Довод кассатора о нереальности поставки в связи с тем, что поставка комбикорма не относится к основным видам деятельности ООО «Лаурус» также обоснованно отклонен судами в связи со следующим. Суды на основании материалов дела установили, что в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Лаурус» указана деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (код 70.31), к дополнительным видам деятельности отнесены, в том числе, прочая оптовая торговля (код 57.70), оптовая торговля зерном (код 51.21.1) и иные виды деятельности. Присвоение кодов по ОКВЭД, как правомерно указали суды, имеет своей целью только классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них, и присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством."
Также обращаю Ваше внимание на последний абзац письма Минфина России от 22.11.2017 № 03-04-06/77155: "...настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме." В своей практике ни разу не получал от Минфина конкретного ответа, который можно было бы использовать в качестве аргумента в инстанциях.
Ответить
24.01.2023 23:23

Действительно Минфин, как и любое другое ведомство, в своих письмах указывают, что они не конкретизируют нормативные предписания. Равным образом и судебные решения по конкретным делам не создают собою прецедентной нормы права. Тем не менее, Минфин указывает на конкретные статьи закона и высказывает свое мнение по этому вопросу.   

Ответить
5.01.2023 17:28
Доброго дня.
Есть ли судебная практика по начислению НДФЛ при осуществлении деятельности без внесенного в ЕГРИП?
Кто может инициировать проверку налоговой по данной ситуации?
Ответить
6.01.2023 14:52

Добрый день! Вы можете ознакомиться с Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-35283/21-154-788

Ответить