Значение, влияние кодовых обозначений из ОКВЭД на примере
Впервые коды из ОКВЭД указываются каждым плательщиком (ИП, юрлицом) в заявлении на госрегистрацию в ИФНС. Они же фигурируют в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Далее, уже при осуществлении деятельности, эти же кодовые обозначения проставляют во всех видах отчетности.
Плательщики сами подбирают для своей деятельности кодовые обозначения из ОКВЭД. Выбор правильного кода (т. е. соответствующего осуществляемой деятельности) не является формальностью и имеет серьезное значение по многим причинам:
1. По нему определяют, чем занимается налогоплательщик, а также налоговую ставку, (сниженный) тариф взносов, льготы. Ошибочный, неправильный код может привести к назначению максимальных тарифов, переплатам, «оставить» плательщика без льгот.
Для сведения: вид деятельности может повлиять на выбор налогового режима! Например, розничная торговля ювелирными изделиями предполагает только ОСНО.
2. Несовпадение кода с фактическим видом деятельности может привести к сложностям при сотрудничестве с контрагентами, стать причиной санкций. Неактуальность, несоответствие сведений, а также несообщение ИФНС об изменении видов деятельности может вылиться в штраф по ч. 3 ст. 14.25 КоАП.
Каковы правовые последствия осуществления организацией деятельности, не указанной в ЕГРЮЛ при регистрации? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в материал.
Основной код деятельности (в т. ч. ОКВЭД - розничная торговля) не должен быть двусмысленным (неточным). Поэтому, если что-то меняется, коды ОКВЭД следует пересматривать на предмет их соответствия. Их при необходимости всегда можно поменять, дополнить, исключить установленным порядком, уведомив об этом ИФНС.
Подобрать код ОКВЭД по виду деятельностиОбозначенные выше нормы касаются и кодов розничной торговли. Так, ИП, занимаясь реализацией, может поменять место продаж либо перечень, виды продаваемой продукции. Например, перейти с продаж на маркетплейсе на продажи в торговой точке (ларьке, иной точке прилавочного типа, проч.). Тогда ему придется пересмотреть свои коды и внести требуемые изменения.
Какая редакция классификатора используется на 2024 г. при подборе кодов для розницы
В 2024 г. действует ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), введенный Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 (послед. ред. от 30.11.2023). Именно из него ИП, юрлица выбирают подходящие для своей деятельности кодовые обозначения. Принцип выбора одинаковый для всех категорий плательщиков. Один код должен быть основным, а дополнительных может быть много, по сути, сколько угодно.
Принцип классификации розницы: какие коды ей подходят из данного классификатора
Для розничных продаж классификатор предусматривает два класса кодов из раздела G, а именно:
Оптимальным вариантом при подборе кода ОКВЭД (розничная торговля) признается и чаще всего используется именно класс «47». Он включает кодовые обозначения, например, для перепродажи новых и б/у товаров, предназначенных:
- для личных, бытовых нужд;
- использования магазинами, торговцами, палатками, универмагами, проч.
Классификация розницы здесь:
- осуществляется по типам предприятий торговли;
- включает реализацию в специализированных и неспециализированных магазинах;
- учитывает ассортимент товаров;
- предусматривает торговлю не через магазины (в палатках, на рынках);
- затрагивает комиссионную торговлю агентов и деятельность (розничную!) аукционных домов;
- отдельно выделяет прочие розничные продажи типа продаж по почте, через интернет (на маркетплейсах) либо посредством торговых автоматов и др.
Обращаем внимание: здесь идет речь о потребительских (с бытовым назначением) и розничных товарах. То есть о продуктах питания, одежде, косметике, мебели, бытовой технике, авто и т. п.
Соответственно, продукция, которая не подпадает под розницу, например руды, промоборудование, здесь отсутствует!
Тем не менее здесь же в классификацию ОКВЭД (розничная торговля - 2024) включены отдельные виды товаров, которые могут применяться не только для личных либо бытовых нужд. Например, ПК, краски. Тогда классификатор может «затрагивать их опосредованно»: например, включать их деление, смешивание, упаковку.
Принцип подбора кодовых обозначений для розницы на примерах
Общие рекомендации для ИП, юрлиц при подборе кодовых обозначений:
- Для начала определиться с тем, что, кому, где продавать.
- Узнать, понадобится ли лицензия для осуществления деятельности.
- Выяснить наличие (отсутствие) ограничений по режиму налогообложения.
- Выбрать подходящий код из 47.1-47.9.
- Уточнить ставку по взносам на травматизм по конкретному коду ОКВЭД.
Примеры кодовых обозначений для разных случаев
Для онлайн-торговли (на маркетплейсах) оптимально подойдет 47.91. Данная категория включает розничные продажи:
- по почте (47.91.1);
- через интернет (47.91.2).
Для розницы в специализированных магазинах (47.2):
- фрукты, овощи (47.21);
- мясо, мясная продукция (47.22).
Для розницы в неспециализированных магазинах (47.1):
- преимущественно продукты (47.11);
- прочая (47.19).
Для розницы в нестационарных объектах и на рынках (47.8):
- текстиль, одежда, обувь (47.82);
- прочая продукция (47.89).
Коды для специализированных магазинов в зависимости от ассортимента товаров по ОКВЭД 2 (розничная торговля):
- продажа косметики, парфюмерии, кроме мыла (47.75.1);
- продажа предметов личной гигиены (47.75.3);
- часы (47.77.1);
- ювелирные изделия (47.77.2).
Итоги
- При подборе кодов для видов деятельности в 2024 г. ИП, юрлицам нужно руководствоваться актуальной версией классификатора, введенной Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 в послед. ред. от 30.11.2023.
- Для розницы подойдут коды из раздела G данного классификатора - классы 45 и 47. Чтобы правильно выбрать нужный код, следует исходить из того, что именно (какой товар) и где (в каком месте, точке) будет продаваться.