Что такое материалоотдача
Материалоотдача – величина, характеризующая выпуск продукции на 1 рубль потраченных материальных ресурсов. По своей сути этот показатель противоположен материалоемкости.
Формула материалоотдачи выглядит следующим образом:
МО = ТП/МЗ, где
МО – материалоотдача;
ТП – объем выпущенной товарной продукции;
МЗ – сумма материальных затрат.
В материальные затраты включается стоимость основных и вспомогательных материалов, использованных при производстве продукта, величина топливно-энергетических расходов, затраты на оплату труда, амортизация оборудования и т. д.
Материалоотдача показывает, насколько эффективно используются ресурсы компании. Если этот показатель меньше единицы или равен ей, то речь идет о крайне нерациональной эксплуатации материалов и критическом перерасходе.
Рассмотрим расчет материалоотдачи на примере. Предположим, ООО «СФЕРА» за квартал произвело продукции на 4 000 000 рублей. За этот же период сумма материальных затрат составила 1 000 000 рублей. Материалоотдача в этом случае считается так:
4 000 000 / 1 000 000 = 4 (рубля).
Получается, что использование одного рубля материалов привело к производству продукции на 4 рубля.
Статья по теме: Материальные затраты в балансе Материальные затраты в бухбалансе не выделяются. Однако, есть методики, позволяющие рассчитать материальные затраты по балансу. Например, следует найти нужные показатели и на их основе вывести основные коэффициенты оценки деятельности компании. ПодробнееАнализ материалоотдачи
Материалоотдача изучается в динамике и в сравнении с планом. Рост показателя обычно оценивается положительно, снижение же служит тревожным сигналом и требует более глубокого исследования факторов, влияющих на такое изменение.
Материалоотдача часто рассчитывается не только в целом по балансу, но и по отдельным группам материальных расходов и видам продукции. Это позволяет понять, за счет каких именно ресурсов происходит изменение показателя, и сделать более полные и обоснованные выводы.
На сам показатель влияет множество факторов, каждый из которых в процессе анализа требует исследования и изучения:
- объемы выпуска и структура товарной продукции;
- расход материалов на изготовление единицы продукции;
- стоимость материальных ресурсов;
- отпускные цены на готовые изделия или услуги.
Эксперты рассказали, как учесть готовую продукцию. Если у вас нет доступа к информационно-правовой системе, бесплатно получите пробный демодоступ и переходите в Типовую ситуацию.
Пути увеличения материалоотдачи
Рост материалоотдачи – одно из условий повышения прибыльности компании. Причины снижения или недостаточного увеличения этого показателя в каждом случае разнятся, они определяются по результатам экономического анализа эффективности использования материалов.
Среди возможных путей повышения материалоотдачи можно перечислить следующие:
- внедрение безотходных и малоотходных технологий;
- организация переработки отходов для дальнейшего их использования в производстве;
- поиск оптимальных поставщиков – более выгодные цены, территориальная близость и т. д.;
- совершенствование логистических схем для снижения транспортных и топливных расходов;
- введение премирования за экономию запасов;
- борьба с хищениями;
- минимизация брака.
Итоги
Материалоотдача показывает, сколько продукции было выпущено при задействовании одного рубля материальных ресурсов. Величина рассчитывается как отношение объема выпуска к сумме материальных затрат. Показатель исследуется в динамике, а также обязательно сравнивается с планом. По итогам анализа выявляются варианты повышения материалоотдачи и, соответственно, пути роста финансового благосостояния компании.