Коронавирусная эпидемия оставила многих россиян без запланированного отдыха, причем нередко уже оплаченного полностью или частично. Вернуть деньги за путевку из-за коронавируса непросто, так как туристические компании жалуются, что они и сам несут большие убытки, и платить им нечем. В начале апреля закон о турдеятельности был дополнен новыми положениями, поясняющими, в каком объеме покупатели вправе вернуть средства за несостоявшуюся поездку, и за счет чего компенсируются их финансовые потери.
Вернут ли деньги за путевку: что говорит закон
Гражданам, желающим вернуть денежные средства за предварительно оплаченный отдых, следует руководствоваться законами:
- «Об основах туристской деятельности» – федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 (ст. 11.8, 14)
- «О защите прав потребителей» – федеральный закон № 2300-1 от 07.02.1992 (ст. 32).
1 апреля 2020 года в закон о туристской деятельности № 132-ФЗ внесли изменения (федеральный закон № 98-ФЗ от 01.04.2020, ст. 3). В нормативный документ добавилась новая статья 11.8, устанавливающая, в каком размере можно вернуть деньги за путевку в Турцию, Италию или другое государство, если поездка отменилась из-за введенных ограничений на въезд в выбранную туристом страну.
Бланк по теме: Образец доверенности туроператора турагентуКомпенсации финансово пострадавшим гражданам станут выплачиваться из фонда персональной ответственности туроператора, после того как соответствующее решение будет принято Правительством РФ. Если поездке помешали закрытие границ и коронавирус, вернут ли деньги за путевку, зависит от наличия такого решения, а также от момента его издания:
- если документ появился до начала тура, его покупателю должны возвратить 100% его стоимости;
- если после его начала, когда турист уже выехал за границу, но был вынужден вернуться обратно - вернут сумму, пропорциональную недополученным услугам.
В настоящий момент соответствующее решение Кабмином еще не принято. Нет и подзаконных актов, детально регулирующих, как вернуть деньги за путевку, если закрылись границы. Например, непонятно, кто будет заниматься возвращением уплаченных за поездку средств – туристический оператор или Ассоциация «Турпомощь», являющаяся держателем фонда персональной ответственности.
Однако и без решения Правительства граждане могут предпринимать действия по возврату денег за путевки в страны, пребывание в которых признано небезопасным. Список таких государств регулярно обновляется на официальном сайте Ростуризма, сейчас он опубликован на основе данных на 23.03.2020, и включает:
- КНР (Китайскую Народную Республику);
- Италию;
- Иран;
- Республику Корея.
Там же публикуется перечень государств, которые ограничили авиасообщение и пассажирские перевозки, ограничили въезд/выезд и т.д. Напомним, что РФ прекратила регулярное авиасообщение со всеми зарубежными странами с 27 марта 2020г.
Несостоявшиеся туристы, купившие путевки в указанные страны, вправе расторгнуть договор с туроператором на основании ст. 14 закона № 132-ФЗ об основах туристской деятельности. Денежная сумма возвращается полностью, в размере стоимости приобретенного туристического продукта, если человек еще не успел никуда поехать. Если турист выехал за рубеж, а затем вернулся, его расходы компенсируются пропорционально стоимости неоказанных услуг.
Как вернуть деньги за путевку в Турцию в 2020 году, и в другие страны, не попавшие в список «небезопасных», Ростуризм также информирует. Гражданам рекомендовано требовать расторжения договора с туристической компанией на основе ст. 10 закона № 132-ФЗ. Закрытие границ, ужесточение условий пребывания в странах, где введен карантин, отмена авиарейсов и прочие негативные события, произошедшие после приобретения турпутевки, являются существенным изменением обстоятельств, которые наличествовали при заключении договора. К ним, в частности, относится невозможность выезда из-за независящих от туриста причин. В этом случае гражданин вправе рассчитывать на возврат оплаты, но не в полной мере, так как сдать путевку и вернуть деньги он сможет за вычетом расходов, которые уже реально понесла фирма (Гражданский кодекс РФ, п. 3 ст. 781). Это правило действует, если ни одна из сторон договора не виновна в наступлении обстоятельств, в связи с которыми он расторгается. Например, не отдавая часть денег, туроператор может сослаться, что им уже проплачено бронирование отелей, и вложенные средства не были возвращены. Аналогичное положение содержится в ст. 32 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей». Если покупатель путевки не согласен с размером возвращенной суммы, он вправе оспорить его в судебном порядке. Доказывать размер и реальность понесенных расходов в этом случае придется туроператору.
Как вернуть деньги за бронирование путевки, если поездка не состоялась
Если поездка отменилась не по вине туриста, как вернуть деньги за туристическую путевку? В данном случае нужно действовать так:
- составить заявление с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за путевку денежной суммы;
- направить заявление в адрес компании-туроператора, где приобреталась путевка;
- организация рассматривает заявление, принимает решение и информирует о нем туриста;
- если достигнуто согласие между покупателем и фирмой, они оформляют соглашение о расторжении договора, гражданину по акту возвращаются деньги;
- если покупатель не согласен с возвращенной суммой, или ему отказали в возмещении стоимости путевки, он направляет претензию туроператору, где излагает свою позицию, опираясь на требования закона.
Так как отказаться от путевки и вернуть деньги – право потребителя, при игнорировании претензии или отказе ее удовлетворить, гражданин может направить жалобу в Ростуризм и/или в Роспотребнадзор, либо сразу обратиться в суд за защитой своих интересов.