Как провести инвентаризацию кладбища

20.11.2023
0
Инвентаризация мест захоронения на кладбищах проводится с целью правильного ведения учета и получения точных данных об их заполненности. В процессе инвентаризации проводится перепись могил. В России такая инвентаризация впервые была проведена на Пятницком кладбище (Москва) в 1989-1990 г.г., а до 2000 года проводились работы по инвентаризации ряда старых московских погостов. В будущем планируется создать всероссийскую электронную карту кладбищ, в базу данных которой будут внесены сведения обо всех кладбищах, мемориалах и воинских захоронениях РФ.

Что говорит действующее законодательство

В российском законодательстве отсутствует понятие «инвентаризация кладбищ». И в то же время, в подпункте 22 пункта 1 ст. 14 федерального закона об организации местного самоуправления от 06.10.2003 № 131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Это говорит о том, что составление нормативных правовых актов, касающихся содержания кладбищ, входит в обязанности местных администраций.

Порядок проведения инвентаризации кладбищ должен соответствовать требованиям закона № 131-ФЗ, а также закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12.01.1996.

ВНИМАНИЕ! С 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Цели проведения инвентаризаци

Инвентаризация мест захоронений проводится в следующих целях:

  • планирование территории погостов;

  • обнаружение бесхозных захоронений;

  • сбор сведений о размещенных на территории кладбищ намогильных сооружениях;

  • обнаружение правонарушений, совершенных в сфере похоронного дела и т.д.

Решение о проведении инвентаризации захоронений на кладбищах принимает руководитель уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела или его заместитель. Также он утверждает порядок и сроки проведения ревизии. Решение должно быть принято не позднее чем за 1 месяц до предполагаемой даты проведения проверки. Ревизию проводят в такие сроки:

  • не чаще 1 раза в год;

  • не реже 1 раза в 3 года.

Инвентаризация кладбищ в Московской области и других регионах РФ проводится комиссией, состав которой определяется Постановлением о проведении инвентаризации, утвержденном муниципалитетом. Полученные результаты являются общедоступными.

Какие вопросы позволяет выяснить инвентаризация:

  • Сколько человек похоронено на погосте.

  • Сколько могил являются бесхозными.

  • Сколько свободных мест осталось и на протяжении какого периода времени на конкретном кладбище можно производить регулярные захоронения.

  • Где похоронены герои и участники Великой отечественной войны и т.д.

Процедура инвентаризации кладбища

Как провести инвентаризацию кладбища? Рассмотрим общий порядок:

  • До начала процедуры надо получить информацию о последних захоронениях на конкретном кладбище.

  • Процедура проведения инвентаризации кладбищ осуществляется в форме выездной проверки членов комиссии на указанное место.

  • Ревизия проводится даже в том случае, если книги регистрации захоронений были утрачены.

  • Если в книгах регистрации захоронений и на самой могиле отсутствует информация об умершем человеке, такое захоронение признается неучтенным. В графе «Примечание» инвентаризационной описи необходимо поставить отметку «неучтенное захоронение», а в остальных графах ставят прочерки.

  • Если во время ревизии на кладбище проходят похороны - сведения о них заносятся в отдельную инвентаризационную опись.

Оформление результатов инвентаризации

Данные о фактическом наличии захоронений на проверяемом погосте вносятся в инвентаризационную опись. Ее составляют в двух или более экземплярах.

Оформленную инвентаризационную опись должны подписать председатель и все члены комиссии. Своими подписями они подтверждают полноту и точность внесенных данных, правильность оформления материалов инвентаризации.

Документ можно заполнить шариковой ручкой или сформировать его с использованием компьютерной техники. В нем не должно быть помарок. Если возникла необходимость в исправлении неверно указанных данных, их надо аккуратно зачеркнуть и рядом проставить правильную запись и подпись. Исправления необходимо внести во все экземпляры инвентаризационной описи.

Все страницы документа надо пронумеровать и скрепить. В инвентаризационной описи не допускается наличие незаполненных строк, пустые строки прочеркивают. Запрещается вносить в опись данные о захоронениях с чьих-либо слов без проверки их фактического наличия.

Полученные результаты обрабатываются и систематизируются. На их основе подготавливается аналитический отчет, содержащий предложения по:

  • планированию территории погоста;

  • закрытию старого погоста и открытию нового;

  • разработке соответствующих муниципальных программ;

  • другие сведения и предложения.

Для создания единой базы захоронений РФ понадобятся точные и достоверные данные. А для получения таких данных необходимо правильно провести ревизию, соблюдая порядок инвентаризации кладбищ. Пользу от создания базы и реальной карты захоронений невозможно переоценить, ведь она позволит быстро формировать любую аналитическую отчетность и проводить оптимизацию мест захоронения без выезда на объект.

Проводить ревизию могут не только члены специально созданной комиссии, но и сотрудники сторонних организаций, к которым руководство муниципалитета обратилось за получением услуг. Они не только выполняют перепись могил, но и составляют геодезический план-схему, на котором указаны все захоронения. Такое сотрудничество возможно при условии финансирования из государственного бюджета.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий