Система быстрых платежей (СБП): основные возможности
Система быстрых платежей — национальный инструмент для денежных переводов между физлицами, как и для расчетов между ними и продавцами товаров и услуг, с использованием счетов в банках, что являются участниками соответствующей системы. Это могут быть как переводы частного характера — от одного гражданина к другому, так и коммерческие транзакции. Физлицо, как участник расчетов, может при этом использовать не только «карточный» банковский счет, но и любой другой.
Расчеты через СБП не предполагают использования эквайринговых терминалов — тех, что задействуются при оплате картами. Основной инструмент здесь — мобильные приложения от банков, в которых открыты счета у сторон расчетов, а также приложения от Банка России.
Базовая схема расчетов через СБП между бизнесом и клиентами — по QR-коду, используемому для идентификации платежа. Этот код клиент сканирует смартфоном на кассе, затем подтверждает транзакцию. Продавец через свое приложение проверяет, прошел ли платеж. Для расчетов в интернете используются специальные платежные ссылки на транзакции в СБП, интегрированные с сайтом продавца.
Постепенно внедряются технические решения для оплаты за товары и услуги через СБП с помощью смартфонов и планшетов по бесконтактной технологии (NFC). Например — сервис MIR Pay (практически полный аналог Apple Pay и Google Pay для держателей карт «МИР»).
Тарифы
Переводы между физлицами через СБП на сумму до 100 тыс. рублей в месяц бесплатны. Далее взимается комиссия в 0,5% от суммы перевода (но не более 1500 руб. за транзакцию).
Комиссия за коммерческие расчеты составляет 0,4-0,7% за платеж. Конкретный ее размер зависит от направления деятельности поставщика товаров или услуг. Например, если это продавец товаров повседневного спроса, то комиссия устанавливается по нижней границе — 0,4%. Полный список направлений деятельности поставщиков с соответствующим минимальным тарифом доступен на официальном сайте СБП. Если фирма не относится к данным «льготным» направлениям, то будет платить комиссию в размере 0,7%.
Субъектам малого и среднего предпринимательства до конца 2022 года полностью компенсируются затраты на банковские комиссии по расчетам через СБП — в соответствии с постановлением Правительства России от 30.06.2021 № 1103.
Рассмотрим теперь, как пользоваться СБП бизнесу на практике.
Как использовать СБП бизнесу?
Чтобы начать применять Систему быстрых платежей, предприятию необходимо:
1. Подключиться к СБП.
Для этого нужно направить в подходящий банк — из числа тех, которые являются участниками СБП, заявку на соответствующее подключение.
Перечень банков, работающих с СБП, доступен здесь.
2. Приобрести мобильные устройства для расчетов с покупателями, настроить кассовую технику.
Как применять ККТ при расчетах через СБП, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Каких-либо особых требований к мобильным гаджетам нет — подойдет любой смартфон или планшет. При этом, нужно учитывать нюанс: после каждого приема оплаты от покупателя (возврата ему денег) потребуется (точно так же, как и при расчетах по карте, наличными) выдавать кассовый чек в случае, если ИП или юрлицо не освобождены от применения ККТ. Самозанятые, поскольку не используют онлайн-кассы, выдают «свои» специализированные чеки через отдельное приложение.
Для автоматизации выдачи кассовых чеков тот мобильный гаджет, на котором будут стоять приложения для расчетов через СБП, может потребоваться интегрировать с онлайн-кассой предприятия. Необходимо будет обратиться к техническим специалистам для обеспечения такой интеграции.
3. Отработать взаимодействие с покупателями при практическом осуществлении расчетов.
Основной, как мы уже знаем, способ расчетов через СБП, если речь идет о платежах на кассе магазина или сервиса — использование QR-кода в качестве идентификатора транзакции. Продавцу может потребоваться дополнительно проконсультировать покупателя по данному способу расчетов, поскольку он доступен на практике в разных вариантах:
- с использованием мобильного приложения банка покупателя — через которое сканируется QR-код, подтверждается платеж;
- с использованием камеры смартфона для считывания кода — с последующей загрузкой подходящего банковского приложения.
Покупателю, таким образом, понадобится указать, что оба варианта равнозначны. Помочь при необходимости корректно применить открывшееся приложение.
Кроме того, покупателя нужно будет проинструктировать в части сверки суммы транзакции, проходящей через СБП. Можно настроить автоматическое включение данной суммы в расчет по QR-коду. Либо — оставить возможность для ее ввода самим покупателем.
Касательно расчетов онлайн, можно использовать ссылку на систему СБП, размещенную:
- в мобильном приложении от продавца;
- на сайте интернет-магазина.
В общем случае ссылка оформляется в виде кнопки, на которой отображается логотип СБП. Когда покупатель нажимает на нее, на экране смартфона или планшета появляется перечень банковских мобильных приложений — из которых нужно выбрать подходящее для одобрения транзакции. Также возможно использование текстовой ссылки — которую продавец может направить покупателю, например, через личные сообщения в соцсети или через мессенджер (Телеграм, WhatsApp). После перехода на нее покупателю будет предложено, как и в случае с кнопкой, выбрать банковское приложение для подтверждения расчетов.
Узнать, прошел ли платеж, продавец товара или услуги может через приложение от своего банка, или иным способом, который предусмотрен договором на расчетно-кассовое обслуживание. Вариантов здесь много — например, распространено SMS-информирование, получение уведомления в CRM-систему.