В 2020 году планировались значительные изменения в правилах техосмотра транспортных средств, но их введение было отсрочено из-за коронавирусной пандемии. Наряду с этим значительно увеличились текущие сроки проведения техосмотров. Рассмотрим, что это означает на практике.
Проведение техосмотра в 2020 году
Правоотношения в сфере техосмотра ТС в 2020 году претерпели значительные корректировки из-за коронавируса. Многие нормы закона, которые планировалось ввести, отложили, а действующие нормы откорректировали. Теперь проведение техосмотра автомобиля регулируется довольно сложной совокупностью правил, постоянно действующих и временных. Каждое из них теоретически еще может быть изменено с учетом развития ситуации по противодействию инфекции.
Основной нормативный акт, регулирующий техосмотр ТС – Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ. Планировалось, что 8 июня 2020 года вступит в силу его новая редакция, утвержденная Федеральным законом от 06.06.2019 № 122-ФЗ. Данная редакция предусматривает огромное количество изменений в правилах техосмотра, например, она устанавливает, что:
- пункты техосмотра должны обязательно фотографировать диагностируемые автомобили (чтобы было доказательство, что техосмотр не «липовый»);
- бумажные диагностические карты отменяются: вместо них будет действовать электронная карта, хранящаяся на специальном сервере и получаемая по запросу;
- ГИБДД будут участвовать в техосмотре автобусов.
Из-за коронавируса стало очевидно, что с 8 июня 2020 г. ввести эти и многие другие изменения по закону № 122-ФЗ на практике будет крайне затруднительно. Поэтому власти издали специальный нормативный акт – Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, отложивший вступление в силу закона № 122-ФЗ до 1 марта 2021 года (ст. 12 закона № 98-ФЗ). Данным актом до 1 марта 2021 года также было отложено введение штрафов по КоАП РФ за управление ТС без оформленной диагностической карты, которые должны были применяться с 27 июля 2020 года (ст. 13 закона № 98-ФЗ).
Одновременно закон № 98-ФЗ внес ряд изменений и в основной нормативный акт, регулирующий техосмотры – Федеральный Закон № 170-ФЗ. В соответствии с ними, ззначительно сдвинуты сроки проведения техосмотра легкового и грузового транспорта.
Таким образом:
- масштабная реформа техосмотра по Закону № 122-ФЗ отложена до 1 марта 2021 года;
- техосмотр проводится, в целом, по дореформенной редакции Закона № 170-ФЗ, но с учетом переноса сроков в соответствии с Законом № 98-ФЗ.
Рассмотрим последовательно, какие новшества внес Закон № 98-ФЗ и каков текущий порядок проведения техосмотра с учетом ситуации с коронавирусом.
Читайте также: Новые штрафы ГИБДД с 2020 года: таблица
Правила проведения техосмотра: что нового по Закону № 98-ФЗ
Итак, главное новшество по 98-ФЗ – изменение сроков проведения техосмотра. Ст. 9 данного закона изменила положения ст. 15 Закона № 170-ФЗ. Теперь необходимо проводить техосмотр:
1. Каждые 24 месяца - в отношении нижеследующих типов ТС в возрасте 4-10 лет (включая год выпуска):
- легковых авто;
- грузовиков с разрешенной массой до 3,5 тонн;
- прицепов и полуприцепов (кроме принадлежащих физлицам, массой до 3,5т - ч. 4 ст. 32 Закона № 170-ФЗ);
- мототранспорта.
2. Каждые 12 месяцев - в отношении ТС, перечисленных выше, с года выпуска которых прошло более 10 лет.
3. Каждые 12 месяцев - в отношении нижеследующих типов ТС в возрасте не более 5 лет:
- легковых такси;
- автобусов;
- грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров (не более 8 мест для сидения пассажиров);
- грузовиков с разрешенной массой более 3,5 тонн;
- ТС для обучения вождению.
4. Каждые 6 месяцев:
- в отношении ТС, указанных в предыдущем пункте, в возрасте более 5 лет;
- в отношении специализированных ТС и прицепов к ним, которые оборудованы для перевозок опасных грузов.
Не требуется по новым правилам проведение техосмотра нижеследующих ТС в возрасте до 4 лет (исключение – такси, автобусы, грузовики с пассажирскими местами, а также грузовики с массой более 3,5 тонн):
- легковых авто;
- грузовиков с массой до 3,5 тонн;
- прицепов и полуприцепов (кроме указанных в ч. 4 ст. 32 Закона № 170-ФЗ);
- мототранспорта.
С учетом того, что Закон № 98-ФЗ вступил в силу незамедлительно после своего принятия - 1 апреля 2020 г., текущие сроки проведения техосмотра надо считать уже с учетом принятых им положений. То есть, если возраст легковой машины подходил к 3 годам, и по старой редакции Закона № 170-ФЗ в 2020 г. требовалось проводить техосмотр, то теперь его можно отложить еще на год.
Таким образом, благодаря тому, что законодатель изменил периодичность проведения техосмотра, в 2020 году в ситуации, когда идет противодействие коронавирусу, многим российским автовладельцам можно не беспокоиться о техосмотре.
Диагностическая карта также будет считатьcя продленной в пределах сроков, исчисляемых с учетом изменения сроков проведения техосмотров автомобилей по новой редакции Закона № 170-ФЗ.
Читайте также: Штраф за отсутствие тахографа
Проведение техосмотра при коронавирусе: как переоформить полис ОСАГО?
Вместе с тем, даже с учетом автоматического продления техосмотр может понадобиться. Прежде всего, для того, чтобы был оформлен или переоформлен полис ОСАГО. Станции техосмотра в большинстве регионов в период ограничительных мер не работают, и процедуру не пройти даже при желании. Однако, на этот счет конструктивную позицию обозначил Центробанк — главный регулятор в сфере обязательного страхования авто.
Центробанк выпустил информационное письмо от 03.04.2020 № ИН-015-53/44, из которого следует, что страховым компаниям можно свободно оформлять полисы ОСАГО без запроса сведений о техосмотре автомобилей, принадлежащих страхователям, но при условии, что автовладелец в течение месяца после окончания действия режима повышенной готовности в своем регионе, предоставит в страховую компанию действующую диагностическую карту (в том числе «продленную», с учетом того, что сроки проведения техосмотра легкового автомобиля или грузовика сдвинулись). Также страховщикам было рекомендовано осуществлять по возможности дистанционное взаимодействие с автовладельцами (то есть, оформлять полисы в режиме «онлайн»).
Госдума 20 мая 2020 года приняла законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, по существу закрепляющий позицию ЦБ РФ на уровне федерального законодательства. Скоро он должен быть подписан Президентом РФ.
По новому закону, в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключить без предъявления диагностической карты (п. 5 ст. 3). Но не более, чем через 1 месяц после отмены в регионе ограничений по коронавирусу, и не позднее 31 октября 2020г., надо будет предъявить данный документ страховщику.
Таким образом, нужно обращать внимание, в какие сроки действует режим повышенной готовности в конкретном субъекте РФ. Следует иметь в виду, что изменение сроков проведения техосмотра по Закону № 98-ФЗ означает лишь продление действующих диагностических карт (или отсрочку начала сроков оформления первичных карт, если ТС новое): сами техосмотры автоматически «пройденными» не являются. И как только для начала легальной работы станций техосмотра появятся правовые основания, то есть, когда, отменится режим ограничений в регионе, необходимо будет получить диагностическую карту. К тому моменту у автовладельца может быть заключен новый полис ОСАГО - в течение месяца ему надо не забыть предоставить в страховую компанию полученный документ о прохождении техосмотра.