Государственный социальный заказ – новый закон

21.07.2020
0
Команда СП

С 1 сентября 2020 года система социального заказа в России претерпит существенные изменения. Бюджетные целевые субсидии на оказание соцуслуг физическим лицам смогут получать негосударственные компании. Гражданам выдадут специальные сертификаты, позволяющие самостоятельно выбрать из реестра исполнителей организацию, где им будут предоставлены реабилитационные, образовательные или иные услуги.

Суть социального заказа

В широком смысле социальный заказ – это насущная потребность общества, актуальная в определенный момент времени. Некоторые потребности, например, в обслуживании тяжелых, беспомощных инвалидов на дому, не теряет актуальности десятилетиями, другие могут утратить первостепенную необходимость. Так, соцзаказ на строгую изоляцию людей с ментальными нарушениями сменяется соцзаказом на их максимальную интеграцию в общество.

Государственный социальный заказ, также как и муниципальный социальный заказ – это документ, выдаваемый органом власти организации или индивидуальному предпринимателю, которым установлено следующее:

  • качественные показатели социальных услуг;
  • их объем (в количественном выражении);
  • категории получателей;
  • способ определения исполнителя, оказывающего конкретные соцуслуги.

Подобное определение ему дано в ст. 2 нового федерального закона № 189-ФЗ от 13.07.2020, регулирующего такой общественный институт, как государственный (муниципальный) социальный заказ. Нормативный документ вступит в силу с 01.09.2020, но не во всех российских регионах, а только в тех, которые определит Правительство отдельным правовым актом. Срок действия закона тоже ограничен – он перестанет действовать с 01.01.2025 г.

Принятым законом установлен единый подход к формированию и исполнению государственных социальных заказов в шести сферах деятельности (ст.1 закона № 189-ФЗ):

  • туризма;
  • образования;
  • соцзащиты;
  • здравоохранения;
  • физкультуры и спорта;
  • занятости граждан.

Социальный заказ (его выполнение) полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств. Это может быть длительная государственная программа или краткосрочный отдельный проект, направленные на решение значимых социальных проблем. Закон № 189-ФЗ позволяет привлекать к исполнению социального заказа бизнес, некоммерческие организации (НКО), а не только государственные учреждения.

Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физлица, производящие товары, услуги, работы, также смогут получить государственный заказ на социальные услуги вместе с бюджетными субсидиями, если будут оказывать качественные соцуслуги в должном объеме (п.5 ст.2 закона № 189-ФЗ). Отбор организуют либо на конкурсной основе, либо через использование социального сертификата, выданного получателям услуг (то есть, они смогут его самостоятельно использовать и получить услугу за счет бюджетных средств у выбранного исполнителя). Конкурсы станут проводить совместные - между государственными и негосударственными организациями.

Формирование социального заказа

Формированию государственного заказа в социальных сферах посвящена статья 6 закона № 189-ФЗ. В отношении разных видов соцуслуг устанавливаются предельные сроки их оказания. И сформированный госзаказ не должен их превышать. Объем (количество) социальных услуг определенного вида рассчитывается на период, следующий за годом формирования госзаказа. В дальнейшем их число может корректироваться в зависимости от результатов отбора исполнителей.

Закон № 189-ФЗ является рамочным, то есть требующим уточняющих нормативных актов. Поэтому правила, по которым станет формироваться социальный заказ в социальной сфере, зависят от того, кто обладает полномочием на оказание услуги. Процедура формирования регламентируется:

  • нормативным актом Правительства РФ (если данным полномочием обладает федеральный орган власти);
  • нормативным актом высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (если данным полномочием обладает региональный орган власти);
  • правовым актом местного муниципалитета (если полномочием на оказание социальной услуги обладает орган местного самоуправления).

Соответственно, от этого зависит, из бюджета какого уровня будет оплачиваться оказанная социальная услуга. Информация обо всех соцзаказах (федеральных, региональных, муниципальных) размещается на Едином портале бюджетной системы РФ.

Реализация социального заказа: позитивные моменты

Новый закон должен благоприятно повлиять на качество и доступность социальных услуг в России. Во-первых, разнообразие предложений увеличит конкуренцию на этом рынке. Нуждающиеся граждане получат именные сертификаты, которые они смогут направить на интересующую их услугу в любой организации, а не только в специально созданных государственных учреждениях. Например, сейчас открыты районные досуговые центры для пожилых людей, куда централизованно направляются пенсионеры для получения различных соцуслуг. Новые условия социального заказа позволят получать их в структурах, которые выберет сам гражданин. Ожидается, что жесткая борьба за потребителя значительно улучшит качественные характеристики предоставляемых соцуслуг.

Во-вторых, авторы данного закона в пояснительной записке отметили, что он повысит доступность оказываемых услуг. В частности, социальный образовательный заказ в сфере дополнительного детского образования простимулирует негосударственные компании отказаться от взимания платы с родителей за посещение детьми кружков, секций и т.д. Наличие реальной конкуренции между потенциальными исполнителями также может снижать стоимость социальных услуг.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий