Что такое экомаркировка и где ее применяют
Под экологической маркировкой понимаются сведения экологического характера о продукции/услуге. Это может быть текст, символы или их сочетание. Маркировка наносится на упаковку, бирку, табличку, продукцию или в сопровождающий документ.
Маркировка является добровольной сертификацией, на усмотрение производителя.
Все страны мира имеют свои экологические знаки.
Самыми надежными экологическими знаками являются экомаркировки I типа (ISO 14024). Большинство таких экомаркировок входят во Всемирную ассоциацию экомаркировки «GEN».
Виды экомаркировки
Все экомаркировки по международным стандартам ISO разделены на 3 вида:
- Маркировки I типа (ISO 14024, ГОСТ Р ИСО 14024–2000) в виде графических знаков. Из всех видов они более обширны, поскольку говорят о том, что при создании продукта учтен весь цикл от получения сырья и до переработки упаковки. Они охватывают этапы жизненного цикла продукта: потребление ресурсов, загрязнение токсичными веществами, количество отходов производства и потребления, вклад в изменение климата и т.д. Можно полностью доверять таким упаковкам. Выдачей экомаркировок занимаются общественные, частные, межгосударственные или международные сертифицирующие организации.
- Маркировки II типа (ISO 14021:2016, ГОСТ Р ИСО 14021-2000). Сюда входят декларации и заявления самого производителя, то есть не проходившие проверку независимой стороной. Маркировка, как правило, наносится на упаковку в текстовом виде, без графического знака – «биоразлагаемый», «содержит вторсырье» и т.д. В этой ситуации покупателю довольно сложно оценить и выбрать настоящий экологичный продукт. Потребитель вправе инициировать проведение независимой экспертизы, чтобы проверить обещание производителя (к примеру, надпись «не содержит сульфатов»). На косметике довольно часто можно встретить надпись «одобрено дерматологами/аллергологами», которая может заключаться в оценке независимой лаборатории или в заключении одного специалиста. Некоторые производители ссылаются на организации с высоким авторитетом, например, на Британскую ассоциацию аллергологов и это уже схоже с маркировкой I типа.
- Маркировки III типа ISO14025:2006, ГОСТ Р ИСО 14025-2012. Такими независимыми экологическими декларациями в виде отчетных таблиц на 3-5 листах пользуются профессионалы. Маркировки выдают организации, которые никак не связаны с производителем продукции.
Какая экомаркировка есть в России
В России существует одна единственная экологическая маркировка I типа - «Листок жизни», ей можно доверять, поскольку она признана на международном уровне. Маркировку выдает орган по сертификации «Экологический союз».
«Листок жизни» выдается при соблюдении следующих условий:
- Соблюдение производителем норм действующего законодательства: правильное обращение с производственными отходами, отслеживание выброса загрязняющих веществ.
- Безопасность продукта для человека – отсутствие канцерогенных и токсичных веществ (фосфаты, хлор, формальдегид и др.).
- Безопасность продукта для природы. К примеру, биоразлогаемые ПАВы в моющих средствах.
- Экономичный расход продукта и наличие дозировки на упаковке.
- Экономичная упаковка, пригодная для переработки. В состав упаковки не должны входить ПВХ (маркировка 3) и полистирол (маркировка 6), а также пропитки и покрытия, усложняющие переработку.
- Размещение на упаковке и в рекламе информации, подтверждающей экологичные свойства продукта.
Информацию о стандартах сертификации можно найти на официальном сайте Экологического союза.
Экологический союз проводит сертификацию для производителей разных товаров. Такая экомаркировка имеется у производителя ламината и ПВХ-линолеума «Таркетт», завода «Техноплекс», на продукции Honor, SPLAT, «Синергетик», «BioMio», а также на соках «Сады Придонья» и кофе «Paulig Mundo» и др.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 70 от 11 февраля 2022 г. утверждены графическое изображение (знак соответствия) улучшенных сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции единого образца (Приложение 2 к Приказу) и Порядок маркировки товара таким изображением (Приложение 1).
Производитель такой продукции вправе наносить графическое изображение на свою продукцию с даты внесения сведений о нем и видах производимой им продукции в госреестр производителей сельскохозяйственной продукции и в течение срока действия сертификата.
Графическое изображение состоит из графического символа и шрифтового написания. В центральной части – окружность с зеленым контуром. В окружности – на белом фоне зеленые фигуры в виде листа и ладони. Над окружностью – текст на русском языке зеленого цвета «ЗЕЛЕНЫЙ ЭТАЛОН», под окружностью – текст заглавными латинскими буквами «GREEN ONE». Нельзя наносить отдельные элементы изображения, знак должен наноситься полностью. Допустимо использовать знак в черно-белом цвете. Место нанесения знака соответствия (на упаковке, таре или ином носителе) определяется производителем продукции.
В чем плюсы экомаркировки
Для компании-держателя наличие маркировки заключается в следующих положительных аспектах:
- правомерное использование названия «Экопродукт»;
- первенство среди конкурентов;
- укрепление имиджа производителя среди партнеров и потребителей;
- снижение издержек за счет использования ресурсосберегающих производственных технологий, оптимизация упаковки и логистики;
- рост количества покупателей;
- возможность участия в тендерах (государственных и частных) с экологической направленностью.
Законодательство об экомаркировке
1 января 2020 г вступил в силу ФЗ № 280 «Об органической продукции». До этого момента не было закона, который бы регулировал производство, хранение, транспортировку, продажу, а также стандарты маркировки экологически чистых продуктов.
Согласно Закону производителям запрещены следующие действия:
- выращивание, обработка и транспортировка органической продукции совместно с неорганикой;
- использование для улучшения экопродукции «нечистых» способов: химикатов, антибиотиков, пестицидов, стимуляторов и гормонов роста;
- использование генной инженерии и гидропоники;
- содержание животных в плохих условиях;
- использование упаковки, загрязняющей окружающую среду.
Прошедшие добровольную сертификацию производители вправе наносить на свою продукцию/упаковку специальный знак в виде белого листка на зеленом фоне и надпись «органик». После экосертификации производитель попадает в реестр производителей органической продукции Министерства сельского хозяйства.
В настоящее время в России ужесточены требования к маркировке товаров с названиями «био» и «эко». С 1 сентября 2024 года надпись «био» и «эко» будет наноситься только на органическую продукцию, прошедшую сертификацию. Такой закон подписан президентом РФ Путиным В.В. в июле 2023 года. Данным документом расширен и закреплен перечень обозначений органической продукции следующими обозначениями: «экологический», «зеленый», «экологически чистый», «эко», «био», «биодинамический», «биологический» и другими сходными по значению названиями. При этом, право размещения такой маркировки возникает у производителя лишь при наличии сертификата, подтверждающего соблюдение стандартов производства органической продукции.
Но, есть и исключение. Использование в маркировке и рекламе слов «био», «биологический», «биодинамический», «эко», «зелёный», «органик» и их производных без сертификации разрешено в следующих случаях:
- использование слова «зеленый» в качестве цвета или степени созревания, к примеру, сок из зеленых яблок;
- добавление приставки «био» для обозначения технологии производства, к примеру, биойогурт (при добавлении к йогурту пребиотиков);
- применение маркировки «зелёный эталон» для сельхозпродукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками.
Продукция, промаркированная до вступления в силу нового закона (до 01.09.2024г) и выпущенная без соблюдения требований производства органической продукции, допустима к обращению до окончания ее срока годности.
Кроме того, действует Федеральный закон № 159 от 11.06.2021 года, который регулирует правовые основы осуществления сельскохозяйственной и иной деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции с улучшенными характеристиками.
Что такое гринвошинг и есть ли за него штрафы
Есть производители, которые хотят нечестным путем преподнести свою продукцию в лучшем виде. Не пройдя сертификацию, они размещают экосимволы на товаре и упаковках, создавая у потребителя впечатление экологически чистой продукции. Такой метод серого маркетинга называется «гринвошингом».
Стоит помнить, что не всякий продукт с приставкой «эко» говорит о соблюдении экологического стандарта. Возможно, это обещание производителя или маркетинговый шаг дизайнера упаковки.
Неграмотность покупателя спонсирует нечестных производителей, которые используют в производстве опасные для человека компоненты и безответственно относятся к отходам производства.
Варианты борьбы с гринвошингом:
- рассказывать об отличительных свойствах настоящих экологических продуктов своим знакомым и родным;
- просить у продавцов документы, подтверждающие экологичность товара.
Ответственность продавца заключается в нарушении положений Закона «О защите прав потребителей».
Статьей 14.7 (п.2) Кодекса об административных правонарушениях за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) предусмотрено наказание:
- для граждан – 3 000-5 000 рублей;
- для должностных лиц – 12 000-20 000 рублей;
- для юридических лиц – 100 000-500 000 рублей.
Таким образом, магазин, торгуя «эко-хлебом» без соответствующей сертификации, может получить штраф до полумиллиона рублей. Чтобы такого не произошло, лучше своевременно проверять всю документацию на товар.