Кто может проводить инвентаризацию?
Инвентаризация — это сверка, пересчет, обмер, осмотр имеющихся у компании активов и проверка обязательств. Проведение инвентаризации не зависит от применяемой системы налогообложения: все компании (организации) должны проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухотчетности. В некоторых случаях (например, смена материально ответственного работника) инвентаризация может проводиться незапланированно.
По общему правилу, в состав инвентаризационной комиссии должны входить председатель комиссии и иные участники. Комиссия для проведения инвентаризации создается на основании распоряжения руководителя. В роли распорядительного документа от руководителя может выступать приказ или постановление.
Однако, в случаях, приведенных в п. 22 ФСБУ 28/2023, инвентаризационную комиссию можно не создавать.
Если в штате компании всего 2 человека: гендиректор и бухгалтер, то можно ли вообще не проводить инвентаризацию ? Ответ дали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Бланк по теме: Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22В состав комиссии, которая будет отвечать за проведение инвентаризации, могут входить:
-
представители администрации компании;
-
работники отдела бухгалтерии;
-
работники компании из других отделов (например, инженеры, менеджеры и др.);
-
сторонние специалисты — это могут быть, например, эксперты, консультанты, специалисты независимых аудиторских организаций.
Однако, в состав инвентаризационной комиссии не может входить материально ответственное лицо (МОЛ), участок работы которого подлежит проверке.
Точный состав комиссии должен определить руководитель компании. Если из утвержденного состава будет отсутствовать 20% и более членов комиссии, результаты инвентаризации будут признаны недействительными.
В каком порядке проводят инвентаризацию материальных ценностей, находящихся у других лиц, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как составить доверенность на проведение инвентаризации?
Полномочия сторонних участников (не работников компании) должны быть подтверждены. Для этих целей используется доверенность на проведение инвентаризации (образец мы приведем в конце статьи). Как составить такой документ? Какую информацию необходимо указать в доверенности:
-
реквизиты доверителя (организации) и поверенного (стороннего участника инвентаризации);
-
дата, когда доверенность была выдана;
-
срок действия доверенности;
-
полномочия, которыми обладает поверенный, а также ограничения его полномочий.
Необходимо помнить, что присутствие на доверенности печати компании не приравнивает такую доверенность к доверенности, удостоверенной нотариусом. Кроме того, печать не обязательна при оформлении доверенности в простой письменной форме или при ее нотариальном заверении.
Доверенность должна быть подписана руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами.

Если доверенность оформляется в виде электронного документа, то она удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) руководителя компании.
Итоги
Доверенность на проведение инвентаризации составляется в случае, если ревизию проводит не сотрудник компании. О том, как правильно составить документ, наши эксперты рассказали в данной статье.