Кто может проводить инвентаризацию?
Инвентаризация — это сверка, пересчет имеющихся у компании активов и обязательств. Проведение инвентаризации не зависит от применяемой системы налогообложения: все компании (организации) должны проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухотчетности. В некоторых случаях (например, смена материально ответственного работника) инвентаризация может проводиться незапланированно.
Инвентаризация не может проводиться одним человеком (например, руководителем компании). По общему правилу, в состав инвентаризационной комиссии должны входить председатель комиссии и иные участники. Комиссия для проведения инвентаризации создается на основании распоряжения руководителя. В роли распорядительного документа от руководителя может выступать приказ или постановление.
ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Бланк по теме: Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22В состав комиссии, которая будет отвечать за проведение инвентаризации, могут входить:
-
представители администрации компании;
-
работники отдела бухгалтерии;
-
работники компании из других отделов (например, инженеры, менеджеры и др.);
-
сторонние специалисты — это могут быть, например, эксперты, консультанты, специалисты независимых аудиторских организаций.
Однако, в состав инвентаризационной комиссии не может входить материально ответственное лицо (МОЛ), участок работы которого подлежит проверке.
Точный состав комиссии должен определить руководитель компании. Если из утвержденного состава будет отсутствовать хоть один участник, результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.
В каком порядке проводят инвентаризацию материальных ценностей, находящихся у других лиц, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как составить доверенность на проведение инвентаризации?
Полномочия сторонних участников (не работников компании) должны быть подтверждены. Для этих целей используется доверенность на проведение инвентаризации (образец мы приведем в конце статьи). Как составить такой документ? Какую информацию необходимо указать в доверенности:
-
реквизиты доверителя (организации) и поверенного (стороннего участника инвентаризации);
-
дата, когда доверенность была выдана;
-
срок действия доверенности;
-
полномочия, которыми обладает поверенный, а также ограничения его полномочий.
Необходимо помнить, что присутствие на доверенности печати компании не приравнивает такую доверенность к доверенности, удостоверенной нотариусом. Кроме того, печать не обязательна при оформлении доверенности в простой письменной форме или при ее нотариальном заверении.
Доверенность должна быть подписана руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами.
Если доверенность оформляется в виде электронного документа, то она удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании.
Итоги
Доверенность на проведение инвентаризации составляется в случае, если ревизию проводит не сотрудник компании. О том, как правильно составить документ, наши эксперты рассказали в данной статье.