Досудебная претензия (образец 2018 года) должна составляться на этапе мирного урегулирования спора по какому-либо соглашению или вопросу (например, о возврате займа, получении возмещения по договору страхования и т.п.). Пропускать этот шаг не рекомендуется, так как суд при рассмотрении заявления смотрит, как истец пытался взыскать средства. Если факта ведения претензионной переписки нет, суд в соответствии со ст. 135 ГПК РФ может вернуть исковое заявление (в ст. 132 ГПК указано, что при подаче иска в суд необходимо прикладывать документальные подтверждения прохождения этапа досудебного урегулирования, предусмотренного договором или законом).
Досудебная претензия (образец)
Претензионное письмо оформляется в произвольном виде. В нем выражается просьба к должнику урегулировать проблему без привлечения посторонних лиц и без обращения в судебные инстанции. В документе можно указать на намерение подать исковое заявление, если претензия не будет удовлетворена.
Содержание претензии делится на несколько частей:
-
стандартная «шапка» – в ней приводится полное наименование адресата, его регистрационные реквизиты, адресные данные;
-
информационный блок, в котором фиксируются основания для выставления требований (ссылка на договор, описание сути нарушения);
-
просьба о мирном разрешении спора;
-
обозначение сроков, в которые должен быть отправлен ответ на претензию;
-
предупреждение о намерении обратиться в суд или другие инстанции при невозможности мирного решения проблемы.
В конце могут быть перечислены копии и оригиналы прикладываемых документов, которые подтверждают обоснованность требований.
По каким вопросам могут быть составлены претензионные уведомления:
-
досудебная претензия в страховую компанию (образец 2018 приведен ниже);
-
требование банковского учреждения о погашении долга, рассылаемое должникам (юридическим и физическим лицам);
-
претензия, оформляемая заемщиком к заимодавцу о необоснованном начислении процентов;
-
нарушение условий, прописанных в действующем договоре поставки, аренды, оказания услуг, подряда между контрагентами;
-
в налоговую инспекцию (ответ на жалобу должен быть дан заявителю в течение месяца – п. 6 ст. 138 НК РФ);
-
в туристическую компанию по поводу предоставления некачественного турпродукта (на рассмотрение ходатайства отводится 10 дней в соответствии со ст. 10 Закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ) и т.д.
Одна из сторон спора направляет второму участнику претензию способом, указанным в договоре. Если такой способ не оговорен, то ее нужно отправить ценным письмом с описью и уведомлением о получении, чтобы отследить дату получения письма адресатом и иметь доказательства отправки.
Претензию следует оформлять в двух экземплярах – первый передается получателю, а второе остается у отправителя. Претензия должна быть озвучена не устно, а именно в письменном формате, это необходимо для подтверждения факта предварительного ведения работы по досудебному урегулированию спора при рассмотрении дела в суде.
Получатель регистрирует письмо во входящей корреспонденции, рассматривает документ, изучает обоснованность требований, формулирует выводы. На основании выводов составляется ответ по претензии. Следующий этап – разрешение конфликта. Если компромисс не был найден, у обеих сторон появляется законное право обратиться в суд для отстаивания собственных интересов.
Досудебная претензия о возврате денежных средств, образец которой разрабатывается заявителем самостоятельно, должна содержать информацию о причинах истребования денежных средств – например, приобретенный товар оказался бракованным, не соблюдены условия договора. В качестве приложений могут быть использованы платежные документы, акты осмотра, приемки, заключения экспертов.
Претензия в налоговую
В ФНС претензия подается в виде жалобы. Она может быть оформлена и подана в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС или в «бумажном» формате лично, либо по почте (ценным письмом с описью и уведомлением).
Претензия может быть выставлена по таким основаниям:
-
налогоплательщику было отказано в возврате излишне уплаченных налогов;
-
операции по банковским счетам были приостановлены незаконно;
-
получение требования о погашении недоимки по налогам и штрафам при отсутствии фактических недоплат;
-
отказ в предоставлении налоговых льгот, вычетов;
-
отказ в госрегистрации;
-
обжалование действий или бездействия специалистов ФНС.
У налоговиков есть не более 15 дней на рассмотрение жалобы налогоплательщика, этот срок по решению руководителя ИФНС может быть продлен еще на 15 дней, о чем в течении трех дней сообщается заявителю (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если налоговая не примет решение по жалобе в установленный срок, заявитель может обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Досудебная претензия по ОСАГО: образец 2018
Спор со страховой компанией по вопросу выплаты ОСАГО может возникнуть по нескольким причинам:
-
автовладельцу было отказано в выплате страхового возмещения;
-
страховая фирма задержала выплату возмещения ущерба;
-
автовладелец считает полученное возмещение заниженным (например, сумма, озвученная независимым экспертом, выше, чем размер компенсации, указанный специалистами страховой компании).
Образец досудебной претензии в страховую компанию оформляется в соответствии с нормами ст. 16.1 закона об ОСАГО от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ. Закон обязывает потерпевших до обращения в суд составить письменное заявление на имя страховщика с требованием произвести выплату страхового возмещения в полном объеме. Обращение должно быть подкреплено подтверждающими документами. Страховая организация обязана рассмотреть заявление и отреагировать на него в 10-тидневный срок после получения претензионного письма, удовлетворив требования страхователя или отказав ему.
Как оформляется досудебная претензия в страховую – образец должен содержать такие сведения:
-
наименование страховой организации, ее адрес и Ф.И.О. руководителя;
-
краткое изложение обстоятельств произошедшего страхового случая;
-
реквизиты страхового полиса;
-
перечень требований к страховщику;
-
банковские реквизиты для перечисления доплаты;
-
фамилия заявителя, дата, подпись.
Образец досудебной претензии по ОСАГО рекомендуется дополнить копиями договора страхования (полиса), паспорта, документов на автомобиль. Если предметом спора является занижение суммы возмещения, необходимо приложить заключение о сумме ущерба, выданное независимым экспертом. Образец досудебной претензии в страховую по ОСАГО может содержать предупреждение о том, что в случае непринятия мер по обозначенным требованиям конфликт будет разрешаться в судебном порядке.