Верховный суд РФ определением от 01.02.2021 № 14-КГ20-14-К1 отменил решения апелляции и кассации и оставил в силе решение суда первой инстанции, вставшего на сторону работника, который, направив работодателю заявление на увольнение по собственному желанию, затем сообщил работодателю, а впоследствии и суду, что увольняться на самом деле не намеревался.
Как следствие, суд первой инстанции предписал работодателю восстановить истца на работе. Суд учел, что в заявлении на увольнение истицы – работницы детского сада, присутствовала, в частности, формулировка «прошу уволить меня с занимаемой должности по собственному желанию в связи с оказанием на меня психологического давления со стороны администрации, создания конфликтной ситуации по поводу моих обращений в инспекцию по трудовым спорам». Из чего, по мнению судей, следовало, что содержание заявления отражает отсутствие добровольности желания работницы уволиться. К тому же, как установил суд, работодатель не составил с работницей соглашения о расторжении трудового договора.
Апелляция и кассация, отменяя акт суда нижестоящей инстанции, решили, в свою очередь, что психологическое давление на работодателя не было подтверждено материалами дела, а также отметили, что работница не отзывала соответствующего заявления. Верховный суд не согласился с ними, указав, в частности, что юридически значимыми по рассматриваемому делу были обстоятельства, отражающие то, были ли действия истицы добровольными и осознанными, то понимались ли ею последствия написания заявления, а также то, были ли разъяснены руководством такие последствия, как и право работницы отозвать заявление.
Таким образом, несмотря на тот факт, что спор возник в споре между работником и бюджетной организацией, когда в трудовых отношениях, как правило, значим элемент субординации (в связи с чем в случае возникновения споров суды, рассматривая работников в качестве заведомо слабой стороны, могут часто принимать решениях в их пользу), прецедент, безусловно, следует учесть также руководителям частных предприятий при взаимодействии с работниками по вопросам увольнения.