Для систематизации и группировки данных бухучета в организациях применяются специальные учетные регистры – журналы-ордеры. Существуют различные формы таких журналов, каждая из них предназначена для отображения разных групп операций хозяйственной деятельности. В этой статье будет рассмотрен журнал-ордер № 13 и порядок его заполнения.
Журнал-ордер № 13
Данный документ предназначен для фиксации хозопераций в хронологическом порядке. Он применяется для учета данных бухучета по счетам основных средств, нематериальных активов, уставного капитала. В нем отображаются обороты по Дебету и Кредиту этих счетов, а также аналитические данные к счету по группам ОС в разрезе сальдо и оборотов. Журнал заполняется на основании первичных бухгалтерских документов: актов, справок-расчетов, расчетов по амортизации, товарных накладных, карточек ОС и др.
Журнал-ордер № 13, образец заполнения которого можно найти ниже, имеет вид построенной по шахматной форме учетной таблицы. В ней счета дебета расположены по горизонтали, а счета кредита – по вертикали. Благодаря такой структуре таблицы одной записью можно учитывать счета дебита и кредита. Отметим, что для ведения бухучета в организациях любой сферы деятельности наиболее удобной станет именно журнально-ордерная форма. В ней органично сочетается систематический, хронологический, аналитический и синтетический учет. К тому же, на основании данной формы работает большинство автоматизированных систем бухучета.
Обязательно ли вести журнал-ордер № 13 в организации?
Журнал-ордер № 13 (основные средства и НМА) не является обязательным документом. С 2013 года все субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать собственные бланки первичных и учетных документов. Утвержденные бланки нужно закрепить в учетной политике организации. Вести журнал-ордер не нужно и в том случае, если в организации отсутствуют основания для его заполнения.
Где найти рекомендации по заполнению журнала-ордера № 13?
Рекомендации по ведению журнально-ордерного учета приведены в письме Минфина России № 59 от 24 июля 1992 года. Здесь указано, что субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно приспосабливать регистры бухучета к специфике своей деятельности. Но при этом они должны соблюдать общие методологические принципы, утвержденные на законодательном уровне. В Приложении № 2 к Письму приведен перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы, указано их назначение и сфера деятельности, в которых регистры следует применять.
Читайте также: Основные требования к типовым формам документов
Важные моменты при ведении журнала-ордера № 13
- Все внесенные в журнал записи должны быть подтверждены первичкой. Внесение недостоверных данных недопустимо.
- В документе регистрируют начальное сальдо, суммы по счету дебета или кредита, суммы по корреспондентским счетам.
- Журнал заполняется по шахматному принципу: сумма по строкам должна совпадать с суммой по столбцам.
- Синтетический и аналитический учет нужно совмещать в едином регистре.
- Записи вносят в том порядке, в котором была произведена регистрация операций в кредитном счете. А дебетуемые счета учитываются в корреспонденции.
- На каждый месяц нужно заводить новый журнал-ордер и присваивать ему порядковый номер.
- В конце каждого месяца главный бухгалтер подсчитывает общую сумму кредитовых и дебетовых оборотов и вносит данные в Главную книгу, на основании которой в конце отчетного года формируется бухгалтерский баланс.
- Если количество первички незначительно, допустимо вносить записи в журнал-ордер не ежедневно, а за 3-5 дней, по нескольким первичным документам.
Как заполнить журнал-ордер № 13?
Бланк журнала-ордера № 13 организации разрабатывают самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Для каждого счета составляется отдельная таблица (01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств и т. д.). В таблице нужно указать такие сведения:
- дата проведения операции;
- остаток на начало периода;
- обороты по дебету счета с кредита счетов;
- итого по дебету счета;
- обороты по кредиту счета с дебета счетов;
- итого по кредиту счета;
- остаток на конец отчетного периода.