Наличие кода Data Matrix на упаковке является обязательным условием для реализации товара в том случае, если этот товар входит в перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке. Маркировочный код должен отвечать определенным требованиям – в противном случае сканер не сможет его считать, и продать такой товар покупателю не получится.
Маркировка товара: что это
Маркировка товара в системе «Честный знак» - это нанесение на упаковку графического изображения (двухмерного штрих-кода Data Matrix), которое содержит полную информацию о продукции. Все данные о товаре, а также о его перемещении от производителя к потребителю заносятся в систему «Честный знак» - доступ к этой информации открыт для всех желающих.
Чтобы получить сведения о товаре, необходимо отсканировать код Data Matrix. Это можно сделать с помощью приложения «Честный знак», установленного на смартфон. Для успешного считывания кода необходимо, чтобы он отвечал всем существующим требованиям к маркировке продукции.
Какие требования предъявляются к маркировке
Перечень требований к коду маркировки установлен национальным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». В соответствии с его положениями и создается маркировка. Технические требования заключаются в следующем:
- изображение должно быть обратимым – это позволяет напечатать черный код на белом фоне, и наоборот – белый код на черном фоне;
- при создании кода должны быть использованы прямоугольные символы из установленного стандартом набора (всего в набор входит шесть прямоугольников определенной формы);
- код должен иметь криптографическую защиту от подделок – так называемый крипто-хвост (код проверки), генерируемый оператором с использованием специальных технологий;
- код должен содержать зашифрованную информацию о товаре – перечень обязательных сведений зависит от категории, к которой он относится: как правило, указываются сведения о производителе, использованном сырье, размере, расцветке и пр.
Перечисленные требования не касаются производителей – все технические нюансы учитывает организация, которая занимается генерацией штрих-кодов. Правом на создание кодов Data Matrix обладает «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Чтобы получить коды маркировки, необходимо зарегистрироваться на портале «Честный знак», загрузить в систему описание маркируемых товаров и оплатить заказ. После этого коды, соответствующие установленным ГОСТом требованиям к маркировке товара, будут доступны для использования.
Требования к маркировке товара: за что отвечает производитель
Помимо технических требований, за соответствие которым отвечает ЦРПТ, существует ряд других критериев, соблюдать которые должен производитель товара.
Прежде всего, код должен быть читаемым – если его нельзя распознать с помощью сканера или приложения, товар считается немаркированным и подлежит перемаркировке. Код может оказаться нечитаемым по следующим причинам:
- низкое качество расходных материалов – если производитель приобретет некачественную краску или бумагу для этикеток, штрих-код может смазаться;
- низкое разрешение печати – чем меньше код, тем выше должно быть разрешение изображения, в противном случае отдельные детали сольются, и сканер не сможет распознать зашифрованную в Data Matrix информацию;
- негативное внешнее воздействие – код может быть поврежден из-за влияния холода, повышенной влажности или прямых солнечных лучей.
Несоблюдение какого-либо требования к маркировке является основанием для возврата товара производителю/импортеру. Нечитаемый код придется нанести заново – это влечет за собой дополнительные логистические и производственные затраты. Если товар скоропортящийся (например, молоко), его срок годности может закончиться до того, как на него нанесут новую маркировку.
Проверить качество готового кода Data Matrix можно с помощью верификатора – специального устройства, определяющего правильность построения кода. По итогам проведения проверки верификатор присваивает коду тот или иной класс в соответствии с установленными ГОСТом требованиями.