Проверки ГИТ в 2020 году – новый регламент

23.01.2020
0
Команда СП

ГИТ – сокращенное обозначение Государственной инспекции по труду, в обязанности которой входит контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. В случае выявления нарушений инспекторы принимают меры, чтобы их устранить. Проверки ГИТ в 2020 году осуществляются в соответствии с новым Административным регламентом, утвержденным в июне 2019 года. По сравнению с прежним нормативным документом, он детализировал некоторые процедуры, в частности, уточнил, какие бумаги разрешено запрашивать проверяющим. Установлен более ранний срок для публикации информации о ежегодных плановых проверках на сайте надзорного ведомства.

Новый регламент проверок ГИТ: что изменилось

С 22 октября 2019 года порядок проведения проверок трудовыми инспекторами должен полностью соответствовать Административному регламенту осуществления госнадзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденному Приказом Роструда № 160 от 13.06.2019. Этот нормативный акт внес некоторые изменения в деятельность Государственных трудовых инспекций.

Новый Административный регламент (далее – Регламент) определил, что ежегодно разрабатываемый график плановых проверок ведомство обязано опубликовать на официальном сайте Роструда до 10 ноября предшествующего года. По старым правилам это требовалось делать до 1 декабря. Перенос срока публикации позволил работодателям на 20 дней раньше узнать, назначены ли в отношении них проверки ГИТ на 2020 год.

Регламент содержит и другие новеллы, их следует учесть кадровикам и руководителям предприятий, в т.ч.:

  1. Приведен закрытый, то есть исчерпывающий список документов, которые вправе затребовать инспекторы, проверяя работодателя (п. 13 Регламента). Он включает около тридцати позиций. В частности, проверяющие могут попросить предоставить:

  1. Как часто проводятся плановые проверки трудовой инспекции, зависит от категории риска, присваиваемой деятельности работодателя (риск-ориентированный подход):

  • при высоком риске – 1 раз в 2 года;

  • при значительном риске – 1 раз в течение трех лет;

  • при среднем риске – не чаще 1 раза за 5 лет;

  • при умеренном риске – не чаще 1 раза за 6 лет.

В новом Регламенте оставлена та же градация, но в добавление к ней появилась новая категория риска – низкая. Деятельность работодателя относят к низкорисковой, если нет решения о присвоении ей одной из вышеперечисленных категорий риска. Плановая проверка соблюдения трудового законодательства в отношении такого предпринимателя или ИП инспекторами ГИТ не проводится (п. 46 Регламента).

Категория риска определяется Автоматизированной системой управления на основе ведомственной отчетности Роструда и данных о хозяйствующем субъекте, полученных из налоговых органов. В частности, анализируется информация о задолженности по зарплате, производственном травматизме, численности сотрудников и т.д.

  1. Согласно Регламенту (п. 8), проверка выполнения трудового законодательства работодателем не должна касаться соблюдения требований, содержащихся в правовых актах СССР и РСФСР, если законодательством РФ не предусмотрена их обязательность.

  2. Регламент запрещает отправлять работодателям акт произведенной проверки простым почтовым отправлением (п. 81). Это можно сделать либо заказным письмом – с уведомлением, что оно вручено, либо в виде электронного документа с усиленной квалифицированной подписью проверяющего инспектора.

  3. Включенная в график плановая проверка ГИТ на 2020 год проводится в определенные сроки:

  • не больше 15 часов в год – в отношении выездных проверок микропредприятий;

  • не больше 50 часов в год – в отношении выездных проверок субъектов малого бизнеса.

Не более 20 рабочих дней в год – максимальная продолжительность любой проверки (плановой, внеплановой) в отношении иных хозяйствующих субъектов.

Те же сроки перешли и в новый Регламент. Однако в нем появилось важное уточнение (п. 24): если внеплановая или плановая проверка ГИТ проводится в отношении организации, имеющей филиалы в разных регионах Российской Федерации, общий период проверки не может превышать 60 рабочих дней. Ранее вышеуказанные сроки (до 20 рабочих дней) применялись к каждому обособленному подразделению компании, из-за чего проверки регионально разветвленных организаций могли затягиваться на долгое время.

  1. В Регламенте закреплено, что, проводя надзорные мероприятия, трудовые инспекторы обязаны использовать листы проверки ГИТ. Они ограничивают предмет проверки, который не может выходить за пределы списка вопросов, перечисленных в чек-листе (п. 51).

В новом Регламенте появились и дополнительные основания для прекращения проверки ГИТ (п.27):

  • если инспекторами были допущены грубые нарушения при ее проведении;

  • когда выявлено, что поводом для проверки явилось анонимное обращение в надзорный орган;

  • установлено, что в обращении изложены заведомо недостоверные сведения.

При этом основанием для прекращения внеплановой проверки не является отзыв гражданином ранее поданного им обращения, на основании которого проверка началась (п. 29 Регламента).

Читайте также: Изменения трудового законодательства в 2020 году