Новшества с 01 марта 2022 года
С этой даты в области охраны труда произошли существенные изменения. В Трудовой кодекс РФ, который содержит многочисленные нормы о ней, внесли важные корректировки (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ).
Так, с 1 марта 2022 года в новой редакции применяется статья о службе охраны труда на предприятии. Ее номер и название тоже изменились. Раньше это была статья 217 “Служба охраны труда в организации”, теперь - статья 223 “Служба охраны труда у работодателя”.
Кроме того, с 1 марта 2022 года действует новый Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37. Им утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее - Рекомендации). Они заменили 2 старых акта 2000-2001 годов, которые раньше регулировали эти вопросы.
В этой статье мы будем рассказывать о службе охраны труда в организации, опираясь на новую редакцию Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а также на Рекомендации.
Важно! Для ряда работодателей Рекомендации не действуют. Так, они не распространяются на работодателей-ИП, на работодателей, которые не ведут производственную деятельность, с количеством работников 50 и меньше, а также на работодателей - субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Рекомендации не применяют для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности (п. п. 1, 7 Рекомендаций).
Новшества с 01 сентября 2022
Изменения в охране труда с 01.09.2022 касаются в основном инструктажей и обучения. Очевидно, косвенно этот вопрос касается организации службы охраны труда: придется ли переобучать специалистов по охране труда по новым правилам?
На этот вопрос ответил Минтруд в письме от 2 августа 2022 г. N 15-2/ООГ-1803: переобучают только тех работников, чьи трудовые обязанности затрагивает изменение законодательства. Проверьте, каких сотрудников охраны труда надо переобучить. опираясь на наш обзор новостей в охране турда с 1 сентября 2022:
Статья по теме: Изменения по охране труда с 1 сентября 2022 года В этой статье приведем обзор всех новшеств, которые ждут работников и работодателей с 01 сентября 2022 года в данной сфере. Рассказываем про все важные новые правила – от выдачи молока тем, кто трудится во вредных условиях, до расследования несчастных случаев с работниками. ПодробнееКогда в организации создают службу охраны труда?
Здесь надо различать 2 ситуации:
- когда необходимо организовывать службу охраны труда,
- когда ее можно организовать, если у работодателя есть такое желание.
Обязательно создает службу охраны труда (далее также - службу) работодатель, который ведет производственную деятельность и у которого числится больше 50 человек работников.
Важно! Вместо службы такой работодатель имеет право ввести должность специалиста по охране труда (ст. 223 ТК РФ). Сейчас действует профстандарт “Специалист в области охраны труда” (он утвержден Приказом Минтруда России от 22.04.2021 N 274н). Работник, который займет указанную должность, обязан соответствовать этому профстандарту.
Факультативно служба охраны труда в организации создается, если у работодателя работает 50 человек или меньше. В этом случае он создает службу или организует должность специалиста по охране труда по своему усмотрению. Естественно, учитывая свою производственную деятельность.
Статья по теме: Кто отвечает за охрану труда в организации Кто отвечает за охрану труда в организации, определяет руководитель. Поясняем, как ввести должность ответственного за охрану труда в штатное расписание и как быть, если в штате предусмотреть такого специалиста невозможно, либо он не нужен на полную ставку. ПодробнееЕсли работодатель с числом работников 50 и меньше не примет такое решение, у него не будет ни службы, ни специалиста по охране труда. Тогда их функции выполняет:
- у ИП - он сам лично,
- в организации - ее руководитель или другой работник, которому дали соответствующие полномочия,
- организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, соответствуют обязательным требованиям и имеют аккредитацию (с ними работодатель должен оформить гражданско-правовой договор).
Правила аккредитации и требования к организациям и ИП, оказывающим услуги в области охраны труда, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334. Оно начнет действовать с 01 сентября 2022 года.
Структура службы охраны труда в организации
Ее определяет работодатель. При этом он должен учитывать Рекомендации (ст. 223 ТК РФ).
В п. 3 Рекомендаций приведена следующая возможная структура службы: специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент. Работодатель формирует службу, учитывая организационную (штатную) структуру, которая уже утверждена на его предприятии.
В Рекомендациях упомянуты следующие должности:
- руководитель (начальник) службы охраны труда (бюро, группы, отдела, управления, департамента),
- специалисты по охране труда всех категорий.
Работодатель сам устанавливает наименование должностей в соответствии со штатным расписанием (п. 5 Рекомендаций).
Определяя структуру службы, работодателю надо принимать в расчет следующие факторы (п. 19 Рекомендаций):
- специфика вида деятельности предприятия,
- наличие филиалов и представительств,
- особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,
- штатная численность работников,
- уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса,
- уровень профессиональных рисков,
- наличие работ с повышенной опасностью.
Какой статус имеет и кому подчиняется служба охраны труда в организации?
Посмотрим, что говорится в Рекомендациях насчет статуса и подчиненности службы охраны труда организации.
Служба - это структурное подразделение предприятия, которое подчиняется непосредственно работодателю.
Поручить руководство службой можно заместителю руководителя предприятия. Но только, если тот обладает компетенциями в сфере охраны труда. Обязательно, чтобы в локальных нормативных актах организации, а также в должностной инструкции заместителя значились его обязанности по руководству службой. Также в них должна быть прописана его ответственность за обеспечение работы службы (п. 9 Рекомендаций).
Задачи и функции службы охраны труда в организации
Основные задачи службы охраны труда в организации, а также ее основные функции перечислены в п. 13 Рекомендаций. Это:
- обеспечение выполнения требований охраны труда,
- профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний,
- организация мероприятий по улучшению условий труда,
- контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, а также локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда - коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений и т.д.,
- информирование и консультирование по вопросам охраны труда работников и руководителей структурных подразделений организации,
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда,
- проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Подробно все основные функции службы охраны труда в организации и ее задачи нужно перечислить в положении о службе. Об этом документе мы расскажем ниже.
Организация службы охраны труда на предприятии
Приведем следующие рекомендации по организации работы службы охраны труда.
Службу советуют организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя. Оно состоит из штата специалистов по охране труда и возглавляется руководителем (начальником) службы.
Статья по теме: Оценка и управление профессиональными рисками в охране труда Управление профессиональными рисками - обязательное требование в области охраны труда для всех работодателей. Рассмотрим, что управление профрисками включает в себя и как должно выполняться в организации. ПодробнееРаботодателю следует уточнить должностные обязанности сотрудников службы. За каждым из них можно закрепить определенные функции и направления работы по охране труда. Все это надо отразить в должностных инструкциях (п. 14 Рекомендаций).
Рабочие места работников службы надо организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием. Сюда относятся приборы аудио- и видеозаписи, средства связи с доступом к интернету и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации. Рекомендуется обеспечить сотрудникам службы возможность вести электронный документооборот и принимать посетителей.
Кроме того, нужен кабинет или хотя бы уголок по охране труда с необходимым оборудованием. Это позволит, например, проводить обучение, инструктажи, семинары, лекции, выставки (п. п. 16, 17 Рекомендаций).
Перечислим, с какими организациями взаимодействует служба охраны труда. Это, в частности, другие структурные подразделения работодателя, комитет (комиссия) по охране труда, выборный орган первичной профсоюзной организации. Когда необходимо, служба контактирует с федеральными органами власти и органом власти субъекта РФ в области охраны труда, органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами общественного контроля (п. 11 Рекомендаций).
Работодатель может поручить работникам службы представлять его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда (п. 18 Рекомендаций).
Численность работников службы охраны труда
Численность работников службы охраны труда организации определяет работодатель.
Это надо делать согласно Рекомендациям. В них этой теме посвящены разделы 4 и 5.
В Разделе 5 есть методика (инструкция) расчета численности работников службы. С ее помощью любой работодатель может самостоятельно рассчитать рекомендуемую нормативную численность работников. Ее определяют исходя из 40-часовой рабочей недели. При этом учитывают вид деятельности предприятия, его организационную структуру и другие факторы (п. 21, 31 Рекомендаций).
Расчет проводят в 2 этапа.
Первый этап расчета
На первом этапе работодатель собирает всю статистическую информацию о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и других условиях, которые влияют на трудоемкость выполнения работ. А также определяет содержание работ по трудовым функциям работников службы, которые представлены в разделе 4 Рекомендаций.
Все значения для расчета рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, который предшествует расчету (п. 27 Рекомендаций). Но есть и исключения.
Вот какие данные работодателя понадобятся для создания службы:
- среднесписочная численность работников у работодателя,
- численность работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда,
- количество самостоятельных производственных структурных подразделений (это бюро, службы, отделы, участки, цехи и т.д.),
- среднемесячная численность вновь принятых работников,
- среднегодовое количество несчастных случаев, произошедших за предшествующие 5 лет.
Второй этап расчета
На втором этапе работодатель производит сам расчет. Для него есть специальная формула. Она приведена в п. 34 Рекомендаций.
Тут как раз пригодятся данные работодателя, которые мы перечислили выше. Используя таблицы из Раздела 4 и указания из п. 35 Рекомендаций, работодатель вычислит суммарную рекомендуемую нормативную численность работников службы.
Потом надо посчитать значения 3 коэффициентов:
- коэффициента уровня риска организации,
- коэффициента невыходов, который учитывает планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.,
- коэффициента удаленности.
В этом помогут формулы и разъяснения, которые содержатся в п. 36.1, 36.2, 36.3 Рекомендаций.
Еще придется вычислить норму управляемости (количество руководителей и их заместителей). Это надо сделать согласно указаниям в п. 37 Рекомендаций.
Дальше суммарную рекомендуемую нормативную численность работников службы последовательно умножают на 3 получившихся коэффициента, а потом прибавляют к результату норму управляемости.
Так получается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы. Но это еще не все. Эту итоговую численность надо округлить, причем не по правилам математического округления. Специальные указания для округления смотрите в п. 39 Рекомендаций.
Наглядный расчет
Чтобы не ошибиться при расчете рекомендуемой нормативной численности работников службы, советуем внимательно изучить пример такого расчета. Он приведен в приложении N 1 к Рекомендациям.
Положение о службе охраны труда в организации
Это внутренний документ предприятия, который подробно регламентирует работу службы. В нем можно детально осветить все вопросы, которые относятся к ее деятельности. Особенно важно перечислить все функции службы, чтобы в процессе ее работы не возникало никаких накладок.
Положение утверждает руководитель предприятия. В этот документ обычно включают следующие разделы:
- общие положения о службе,
- структура службы,
- задачи службы,
- функции службы,
- права службы,
- взаимодействие с другими подразделениями организации,
- ответственность.