Правительство России продлило мораторий на плановые проверки малых предприятий на 2022 год. Рассмотрим особенности применения субъектами малого бизнеса данной преференции.
Мораторий на плановые проверки 2022 года: нормативная база
Правительство России Постановлением от 08.09.2021 № 1520 установило:
1. За исключением случаев, установленных п. 2 Постановления № 1520, в отношении ИП и компаний, относящихся к малым предприятиям (в соответствии с критериями ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), присутствующих в едином реестре субъектов МСП в 2022 году, не проводятся плановые проверки и контрольные мероприятия, порядок проведения которых предусмотрен законами № 248-ФЗ от 31.07.2020 и № 294-ФЗ от 26.12.2008.
2. При формировании на 2022 год планов проведения проверок (в соответствии с постановлениями Правительства России от 30.06.2010 № 489 и от 31.12.2020 № 2428) малые предприятия не включаются в соответствующие планы.
В свою очередь, в п. 2 Постановления № 1520 указаны исключения, при которых мораторий на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году не действует. Речь идет о проведении плановых проверок и контрольных мероприятий в отношении:
- лиц, чья деятельность отнесена к категориям чрезвычайно высокого или высокого рисков, или чьи производственные объекты отнесены к особым классам опасности (пп. «а» п. 2 Постановления № 1520) или требуют режима постоянного государственного контроля (надзора);
- лиц, которые, исходя из имеющейся у инспекторов информации, менее 3 лет назад понесли административное наказание за грубые нарушения, были дисквалифицированы, подвергнуты процедурам приостановления деятельности, приостановлению, аннулированию лицензии;
- соблюдения лицензионных требований лицензиатами;
- внешнего контроля качества работы аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности, а также федерального государственного надзора в сфере использования атомной энергии.
Отметим, что перечень указанных исключений отличается от перечня, установленного в отношении моратория на 2021 год Постановлением № 1969 от 30.11.2020. Фактически попадающих под мораторий на плановые проверки в 2022 году фирм будет больше, чем в 2021-м.
Примечателен также ряд изменений, вносимых на основании п. 3 Постановления № 1520 в другие правительственные нормативы. Так, например, абз. 13 подп. «а» п. 7 Правил по планированию проверок, утвержденных Постановлением № 489 в соответствии с указанными изменениями излагается в редакции, по которой внесение корректировок в ежегодный план проверок допускается в том числе в связи с принятием соответствующим проверяющим ведомством решения об исключении плановой проверки на основании любых принятых актов Правительства России, устанавливающих особенности проведения государственного контроля (надзора).
Ранее в п. 7 Правил по Постановлению № 489 была прописана норма, что проверки могут отменяться только на основании актов Правительства, принятых в 2020 году. Таким образом, можно предположить, что подобные акты будут приниматься в будущем на регулярной основе, вследствие чего предприятия могут получать различные преференции в части процедуры отмены проверок.
Правительство осуществило продление моратория на плановые проверки в 2022 году, но не исключена ситуация, при которой проверяющие инспекторы по той или иной причине все же пришли к предпринимателю или компании. Рассмотрим, что делать, если мораторий на плановые проверки малого бизнеса фактически не соблюдается органами государственного контроля. Отметим, нижеприведенный порядок действий применим и в случае с мораторием, действующим в 2021 году.
Пришли с проверкой: что делать?
Итак, ситуация: несмотря на то, что мораторий на плановые проверки продлили, на малое предприятие, подпадающее под его действие, пришли инспекторы. В данном случае крайне маловероятно, что они производят действия, напрямую нарушающие нормы указанных правительственных постановлений, как и основного нормативного акта, которым с недавних пор регулируются проверки — Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 248-ФЗ инспектор обязан проводить проверки на законном основании, соблюдать сроки проведения проверок, не требовать от проверяемых лишних сведений.
Таким образом, визит инспектора может быть связан с тем, что на предприятии, подпадающем под мораторий на плановые проверки 2022 года, должна быть проведена внеплановая проверка на основании положений ст. 66 Закона № 248-ФЗ.
Если хозяйствующий субъект считает, что инспектор что-либо нарушил своими действиями, в том числе, если есть основания считать, что мораторий на плановые проверки в 2022 году не соблюдается, то действия инспектора необходимо обжаловать. Следует иметь в виду, что в отношении нескольких десятков видов контроля (полный их перечень определен Постановлением Правительства России от 28.04.2021 № 663) установлен обязательный досудебный порядок обжалования. На практике он осуществляется при задействовании специального сервиса на сайте Госуслуг. Если жалобу подает ИП, то она может быть заверена неквалифицированной ЭЦП, если юрлицо — только квалифицированной.
Направить жалобу онлайн нужно в течение 30 календарных дней после того, как проверяемое лицо узнало о нарушении своих прав, если обжалуется решение, действие или бездействие инспектора. А если обжалуется вынесенное по итогам проверки предписание — в течение 10 рабочих дней с даты его получения (ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Если жалоба ни к чему не привела, можно подать заявление на отмену принятых инспектором решений в арбитражный суд.